Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА
Одним из наиболее ярких, оригинальных и масштабных явлений для музыкального искусства XX века стал экспрессионизм – мировоззренческий и художественный феномен, сформировавшийся в первые десятилетия прошлого столетия, прежде всего, на культурной почве Германии и Австрии.
Экспрессионизм, как известно, охватил различные области искусства, оказав влияние на их дальнейшее развитие. Первоначально он утвердился в живописи, а затем в литературе, театре и музыке. Художественные истоки экспрессионизма непосредственно связаны с предшествующими тенденциями европейского искусства, которые усложнили понятие экспрессии.
На становление нового художественного направления повлияли драматические события в истории Германии и Австрии: Первая мировая война, политические и экономические кризисы, революционные события, которые сотрясали Германию в конце 1918 года и др. «Еще никогда человек не был столь малым и не испытывал такого страха, – писал венский критик Г. Бар. – Человек возопил о своей душе <...>. Искусство тоже кричит вместе с человеком, и крик их гаснет в кромешной тьме. Искусство молит о помощи, оно взывает к духу – это и есть экспрессионизм» [2, с. 23 – 24].
В живописи экспрессионизм отразился в смятении и деформации форм, страхе, душевной боли, буйстве контрастных и диссонирующих красок, что породило совершенно новый художественный язык, обладающий колоссальной выразительной силой. Ярким образцом становления экспрессионизма в изобразительном искусстве является картина норвежского художника Э. Мунка «Крик», созданная в 1893 году. В ней присутствует антиреализм в изображении «человека без качеств» и мира в некотором абстрактно–урбанистическом пространстве. Образный и композиционный центр картины – пропасть огромного кричащего рта, который символизирует душераздирающий крик человека, вызванный болью и беспомощностью его перед суровой и враждебной ему действительностью.
В поэзии новое направление нашло свое выражение в патетике, гротеске, бунтарском вопле, безудержной восторженности. Они были воплощены в литературных произведениях основателя западного литературного экзистенциализма Ф. Кафки таких как: «Процесс», «Замок», «Превращение» и др. Герои литературных произведений Ф. Кафки восстают против всякой связи с миром [3, c. 29 – 30].
В музыкальном искусстве сущность экспрессионизма проявилась в стремлении показать изнутри душевную жизнь, потрясенную уродствами и дисгармонией окружающей действительности. Характерным для музыки нового направления становятся предельно заостренные эмоции, отчаяние, изломанные образы непереносимой боли и фатальные страдания.
«Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества», – писал основоположник экспрессионизма в музыкальном искусстве А. Шёнберг. Одержимость, с которой композитор следует по выбранному пути, охватывает все жанры его творчества [5, с. 43]. Кроме того, творчество А. Шёнберга и его учеников – А. Берга и А. Веберна – символизирует исторический путь европейской музыки от постромантизма до новаторских принципов нового мышления ХХ века. Композиторы вошли в историю музыки как представители «Новой венской школы» [5, с. 37].
В творчестве этих композиторов произошел пересмотр элементов музыкальной выразительности и методов организации музыки. Увлечение звуковыми сложностями привело к новой эстетике избегания тональных устоев и традиционных принципов мелодического мышления. Главным итогом композиционных исканий лидера «нововенцев» А. Шёнберга и его последователей А. Веберна и А. Берга стало создание особой додекафонной техники сочинения [2, с. 26 – 27]. Метод композиции новаторской техники строился на основе двенадцати соотнесенных между собой тонов [1, с. 59 – 66].
А. Шёнберг создал вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» на стихи бельгийского поэта А. Жиро. В своем сочинении композитор довел состояние аффекта до крика: он ввел человеческий голос в качестве инструмента. Вокальная партия в произведении балансирует на грани между пением и декламацией, это усиливает взволнованную речь и эмоциональную напряженность. Таким способом А. Шенберг показывал, что безумный человеческий крик отчаяния не слышен в хаосе звуков окружающего его мира [3, с. 29 – 30].
Одноактная моноопера «Ожидание», написанная А. Шёнбергом на либретто врача и начинающего литератора М. Паппенхайм, вошла в историю музыки ХХ века как квинтэссенция музыкального экспрессионизма [1, с. 132]. Сочинение композитора отражает главную тему эстетики экспрессионизма – судьбу человеческого в бесчеловечном мире. Весь сюжет сконцентрирован на единственном персонаже – женщине и непосредственном выражении ее чувств. Взрывы эмоций героини передаются в произведении пением, насыщенным диссонирующими интервалами [4, с. 346].
Подобно А. Шёнбергу, обратившись к атональности, напряженности звучания и резким контрастам А. Берг написал оперу «Воццек» на сюжет одноименной пьесы немецкого драматурга Г. Бюхнера. Центральным в произведения является образ «маленького человека» – солдата австрийской армии Воццека. Одинокий, униженный и озлобленный он отчаянно сопротивляется страшной реальности, но лишь в крике может выразить свое сопротивление. Резкость тембров, острота ритмов, пронзительность слов и голосового звучания – все это воплотилось в демоническую экспрессию [4, с. 351 – 353].
Элементы новой додекафонной техники присутствуют в камерном концерте для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых инструментах А. Берга. Сочинение стало своеобразным манифестом союза трех композиторов–единомышленников [5, с. 41 – 42].
Экспрессионизм А. Веберна характеризуется крайним лаконизмом, который выражается в предельной сжатости письма, выявляющего своеобразие литературного материала, образа и ритма. Композитор концентрирует в произведении все элементы экспрессионистской техники, достигая максимального эффекта. Эти принципы нашли свое отражение в его симфонии, ор. 21. С помощью величины интервала композитор разрушает возможность связывать между собой слишком близкие звуки, тем самым, исключая привычные для слуха попытки трактовать звуковые соотношения по аналогии с тональной системой. В таком случае наиболее экспрессивным способом соединения звуков становится тишина, поэтому он наполняет свое произведение паузами, которые принуждают слух к напряжению, к истинному восприятию звука [4, с. 355 – 356].
Используя подобные принципы сочинения, А. Веберн создал шесть пьес для оркестра. Пьесы наполнены предельным эмоциональным накалом, образами исступления и вопля. Так, во второй пьесе присутствует эмоциональное движение, которое приводит к нарастанию экспрессии, доходящей до крика, что вызывает ассоциации с упомянутой нами выше картиной норвежского художника-экспрессиониста Э. Мунка «Крик» [5, с. 39 – 40].
В музыкальных сочинениях композиторов нововенской школы звук перестает подчиняться правилам гармонической связи. Он изолируется подобно тому, как изолируется живописный мазок, приобретая максимальную экспрессивную силу.
Возникновение нового направления стало радикальным явлением для музыкального искусства ХХ века. До экспрессионизма музыкальное искусство не знало таких решительных отказов от исторически сложившихся основ в музыке. Вместе с тем стилистические искания композиторов–экспрессионистов отражали сложную ситуацию эпохи и были тесно связаны с потребностями времени.
Список литературы:
- Власова Н.О. Творчество Арнольда Шёнберга. – М.: ЛКИ, 2007. – 422 с.
- Высоцкая М.С., Григорьева Г.В. Музыка ХХ века: от авангарда к постмодернизму. – М.: Научно-исследовательский центр «Московская консерватория», 2011. – 440 с.
- Габитов Т.Х. Культурология. – Алматы: Юридическая литература, 2006. – 2015 с.
- Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Науч. ред. и авт. послесл. В.М. Толмачева. – М.: Республика, 2003. – 432 с.
- Стригина Е.В. Музыка ХХ века. – Бийск: Бия, 2006. – 280 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий