Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2013 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Фидченко А.А. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА БИБЛИОТЕКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: https://sibac.info/archive/social/9.pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

УПРАВЛЕНИЕ  ПРОЦЕССОМ  ПО  ФОРМИРОВАНИЮ  ИМИДЖА  БИБЛИОТЕКИ  В  СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ

Фидченко  Алина  Аркадьевна

студент  факультета  социально-культурных  коммуникаций,  ГОУ  ВПО  СурГПУ,  г.  Сургут

E-mail: 

Белошапка  Римма  Анатольевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент,  факультет  социально-культурных  коммуникаций,  ГОУ  ВПО  СурГПУ,  г.  Сургут

 

Проблема  имиджа  библиотек  в  отечественном  библиотековедении  остается  малоизученной.  Это  связано  как  с  отставанием  в  исследовании  от  западных  стран,  так  и  опубликование  в  отечественной  библиотечной  прессе  наборов  практических  рекомендаций  в  духе  маркетинга,  связей  с  общественностью,  рекламой.

При  анализе  работы  библиотек  возникает  ряд  проблем.  В  качестве  основных  можно  выделить  следующие:

1.  Наличие  в  зарубежной  библиотековедческой  литературе  несколько  концепций  по  изменению  имиджа,  которые  противоречат  труд  другу.  Поэтому  статья,  написанная  на  основании  одной  части  всех  концепций,  не  может  являться  полноценной.

2.  Исследования  имиджа  библиотек  выборочны  и  чаще  касаются  какого-либо  типа  библиотек.  Соответственно,  комплексного  изучения  имиджа  библиотек  нет. 

3. Нет  конкретного  определения  понятию  «имидж  библиотеки».  Что  влечет  за  собой  различные  представления  об  имидже,  а  также  путей  его  совершенствования.

4.  Литература  по  улучшению  имиджа  библиотеки  носит  скорее  теоретический  характер,  чем  практический.  То  есть  существуют  социологические  исследования,  но  заметно  меньше  практических  рекомендаций  по  их  применению.

Для  выявления  инновационных  методов  по  формированию  имиджа  библиотек  следует  определиться  с  понятием  «имидж».  Имидж  происходит  от  английского  image  —  «образ»,  «изображение».  С.В.  Лавров  говорит:  «образ  —  это  то  же  самое,  что  имидж,  но  по-русски».  Это  высказывание  верно,  но  лишь  при  уточнении  двух  моментов:1)  имидж  представляет  собой  не  всякий,  а  лишь  действительно  распространенный  образ,  к  которому  есть  определенное  эмоциональное  и  оценочное  отношение  [6,  с.  343];  2)  следует  различать  имидж  —  впечатление  отличия  одного  предмета  от  другого,  и  стереотипа  —  «застывший  во  времени»  имидж  [3,  с.  58].

Создание  имиджа  библиотеки  в  современных  условиях  —  процесс,  необходимый  практически  любой  организации,  в  особенности  занимающейся  обслуживание  клиентов  (пользователей)  [1,  c.  46]. 

Основными  функциями  имиджа  библиотеки  являются:

·     коммуникативная  (хороший  образ  собеседника);

·     информационная  (имидж  несет  достаточно  большой  объем  информации);

·     эмоциональная  (создание  эмоций);

·     координационная  (участие  или  напротив  —  не  участие);

·     организационная  (определенные  нормы);

·     адаптивная  (выбор  модели  управления);

·     представительская  (каждый  сотрудник  может  оказаться  «лицом»  своей  организации).

При  формировании  имиджа  библиотеки  следует  учитывать,  что  имидж  носит  субъективный  характер  и  не  всегда  отражает  желаемое.  Например,  строится  на  посещаемости  учреждения  или  на  субъективном  мнении  человека. 

Исходя  из  функционального  подхода,  имидж  библиотеки  бывает  следующих  видов:

1.  Зеркальный  —  представление  человек  о  самом  себе.  Функцией  такого  имиджа  является  эмоциональная  защита.

2.  Текущий  —  взгляд  на  человека  или  организацию  со  стороны.  Функция:  социально-символическое  опознание.

3. Желаемый  —  имидж,  к  которому  стремится  человек  или  организация.  Выполняет  психотерапевтическую  функцию.

4.  Корпоративный  —  имидж  организации  в  целом.  Выражает  отношение  работников  к  своему  делу.

5. Закрытый  —  несформулированное  мнение  посетителя,  которое  не  выражается  в  слух.  Как  правило,  это  первое  представление,  соотношение  его  с  имиджем  схожей  организации. 

6.    Множественный  —  имидж  структур,  находящихся  в  организации,  которые  стремятся  к  обособлению.

7.  Отрицательный  —  имидж,  создаваемый  конкурентом  для  достижения  своих  целей. 

8.  Нас  интересует  имидж  организации,  который  состоит  из  внешнего,  внутреннего  и  независимого  имиджа  (по  приведенной  выше  классификации).  Имидж  библиотек  —  это  то  синтез  общественного  мнения  и  представление  самих  библиотекарей  о  самой  организации.

Основные  составляющие  имиджа  библиотеки  можно  представить  следующим  образом:

Внешний  имидж

1.  Имидж  библиотеки

·     состояние  здания  библиотеки,  ее  обобщающий  образ;

·     организация  комфортной  библиотечной  среды.

2.  Имидж  библиотекаря

·     внешний  вид,  манера  поведения;

·     психологические  и  профессиональные  качества;

3.  Имидж  библиотечного  образования

4.  система  мер  по  построению  и  поддерживания  имиджа

·     PR;

·     реклама  в  СМИ  или  отдельных  изданиях;

·     стратегический  план  развития  библиотеки  (план,  задачи,  миссия,  партнеры)

Внутренний  имидж

1.  Организация  работы  библиотеки  глазами  ее  сотрудников

·     отношение  руководства  библиотеки  и  ее  сотрудников  к  своей  работе;

·     управление  библиотекой  и  стиль  руководства;

·     социально-психологический  климат  в  коллективе;

·     самооценка  сотрудников,  степень  удовлетворения  работой

2.  Кадровая  политика

·     забота  о  кадрах,  наличие  системы  поощрения  сотрудников

·     курсы  повышения  квалификации,  участие  в  конкурсах.

Независимый  имидж

·     образы  библиотек  и  библиотекарей  в  художественной  литературе,  СМИ;

·     обобщающее  представление  о  работе  библиотек,  сложившееся  в  массовом  сознании.

Существует  несколько  причин  непривлекательности  библиотек  и  библиотекарей.  Во-первых,  социально-политические  причины.  Согласно  распространенному  мнению,  библиотека  —  самое  традиционное  учреждение  на  свете,  место,  где  никогда  ничего  не  меняется.

Во-вторых,  экономические  причины.  Недостаточное  финансирование  библиотек  создает  образ  «ненужности».  Бесплатные  услуги  ведут  к  нежеланию  лишний  раз  отвлекать  библиотекаря  просьбами  об  услуге.

В-третьих,  профессиональные  причины.  Как  правило,  библиотекарями  чаще  работают  женщины.  Есть  мнения,  что  если  бы  в  библиотеках  работали  мужчины,  то  это  бы  повысило  заработную  плату  и  спрос  у  посетителей.  Это  связано  с  тем,  что  личные  библиотеки  имеются  у  мужчин,  и  редко  встретишь  их  у  женщин.  А  выбор  профессии  библиотекаря  часто  сводится  к  случайному.  Все  это  ведет  к  низкому  социальному  статусу  библиотекаря.

В-четвертых,  образовательные  причины.  Результаты  исследований  показывают,  что  постоянные  читатели  невысоко  оценивают  профессиональные  качества  библиотекарей  [2,  c.  28].  Это  связано  с  тем,  что  на  библиотекарей  студенты,  чаще  всего,  идут  от  безысходности,  что  влечет  с  собой  нежелание  учиться  или  нет  предрасположенности  к  обучению  в  данной  сфере.  Также  несовершенна  программа  обучения.  Недостаточно  знаний  дается  об  имидже:  соответствующие  спецкурсы  должны  вести  профессиональные  имиджмейкеры.

Самой  серьезной  преградой  для  попытки  улучшения  имиджа  библиотек  считают  бытующие  в  обществе  стереотипы.  Стереотипы  у  большинства  людей  формируются  еще  со  школы  (школьные  библиотеки).  Существуют  как  внешние,  так  и  внутренние.  По  своей  сути  они  неоднородны  и  основаны  либо  на  заниженных,  либо  на  завышенных  представлениях  библиотек. 

Методы,  которые  можно  использовать  при  построении  имиджа  библиотек,  в  принципе  укладываются  в  рамки  рекомендаций,  приводимых  в  пособиях  по  общей  имиджелогии.  Основные  из  них  сводятся  к  следующему.

1.  Вербализация  и  визуализация.  Необходимо  простое  и  в  то  же  время  яркое  описание  деятельности  библиотеки,  понятное  рядовому  пользователю.  При  этом  также  желательно  четкое  определение  миссии  каждой  библиотеки.

2.  Эмоционализация.  Данный  метод  необходим  потому,  что  эмоционально  окрашенная  информация  легче  проникает  в  сознание  аудитории  [4,  с.  189].  Библиотекарям  не  следует  подчеркивать  свой  профессионализм  решительно  во  всех  статьях  —  массовый  читатель,  считающий,  что  библиотечному  делу  учиться  не  надо,  этого  все  равно  не  заметит.

3.  Конкретизация.  При  построении  имиджа  важно  подчеркнуть  то,  в  чем  именно  заключается  уникальность  и  самобытность  конкретной  библиотеки.

4.  Детализация.  Имидж  библиотеки  становится  более  четким,  если  информация  о  ее  деятельности  подвергается  определенному  уточнению.  Прежде  всего,  необходимо,  чтобы  каждый  читатель  имел  представление  о  всех  возможностях  и  услугах  библиотеки  [7,  с.  33].

5.  Трансформация  —  намеренное  ограничение  информационного  поля,  связанное  с  отбором  информации  [3,  с.  16].

6.  Дистанцирование  —  сознательное  избегание  негативных  моментов,  разрушающих  имидж.

7.  Акцентирование  информации  —  подчеркивание  черт,  необходимых  для  создания  привлекательного  образа.

8.  Мифологизация.  Основная  задача  в  данном  случае  состоит  в  том,  чтобы  использовать  существующие  мифы  в  нужном  русле.

9. К  мифологизации  достаточно  близка  архаизация  —  упрощение  информации  до  первичных  образов  (архетипов).  Необходимость  подобного  метода  вызвана  тем,  что  уровень  массового  сознания  обычно  бывает  более  низким,  чем  уровень  «среднестатистического»  человека.  Так,  при  создании  имиджа  библиотекаря  вполне  можно  использовать  образы  святого,  праведника,  подвижника,  мудреца-книгочея,  наконец,  абсолютно  безвредного  человека.

10. Опрос  общественного  мнения  —  своеобразная  «точка  отсчета»  и  для  имиджа  человека,  и  для  имиджа  организации.

Существуют  два  способа  совершенствования  имиджа:  пассивный,  основанный  на  адаптации  существующих  ценностей,  веяний  моды  и  т.  д.,  и  активный,  основанный  на  интеграции  в  общество.  Соответственно,  существуют  советы  по  совершенствованию  внешнего  облика  человека  и  организации  и  рекомендации  по  организации  PR.

Феномен  существования  имиджа  вызвал  к  жизни  особую  науку  —  имиджелогию,  под  которой  понимается  наука,  изучающая  законы  форми­рования,  хранения,  передачи  и  функционирования  имиджа. 

На  имидж  библиотек  и  библиотечной  профессии  влияют  не  только  стереотипы,  но  и  отсутствие  четкого  осознания  обязанностей  библиотекаря  и  целей  работы  библиотеки.  Большинство  исторически  сложившихся  концепций  библиотеки  («библиотека-храм»,  «библиотека-дом»  и  др.)  имеют  «архетипическое»  происхождение  и  не  исчерпывают  всех  функций  биб­лиотеки.  С  другой  стороны,  поддерживаемое  многими  библиотекарями  понятие  «информационный  центр»  представляется  уязвимым  для  критики:  слова  «библиотекарь»  и  «информационный  специалист»  не  являются  синонимами;  информационный  центр  —  по  большей  части  просто  попытка  поиска  библиотекарями  лучшего  имиджа  и  социального  статуса

Учитывая  быстрое  увеличение  количества  отраслевых  исследований,  посвященных  имиджу  тех  или  иных  профессий  или  организаций,  а  также  большое  количество  публикаций  об  имидже  библиотек,  можно  признать  необходимым  создание  новой  науки  —  библиотечной  имиджелогии  —  научно-практической  дисциплины,  изучающей  закономерности  формирования  имиджа  библиотеки  как  социального  института  и  возможности  его  улучшения.  Самой  существенной  причиной  создания  такой  науки  является  затрудненность  адаптации  положений  из  общей  имиджелогии,  не  приспособленной  для  решения  проблем  профессии,  пользующейся  репутацией  «маргинальной».

Основные  принципы  построения  имиджа  отдельно  взятой  библиотеки  можно  представить  следующим  образом:  а)  при  построении  имиджа  в  любом  случае  необходимо  учитывать  особенности  массового  сознания  и  участвующие  в  обществе  стереотипы;  б)  имидж  библиотеки  должен  отличаться  от  имиджей  других  организаций  и  легко  распознаваться;  в)  имидж  должен  быть  привлекательным,  простым  и  не  перегруженным  информацией  —  так,  чтобы  возможности  его  искажения  сводились  к  минимуму;  г)  имидж  библиотеки  строится  на  ее  реальных  достоинствах  —  в  противном  случае  читатели  быстро  обнаружат  несоответствие;  д)  имидж  не  является  «застывшим»  во  времени  понятием,  и  его  следует  корректировать  с  учетом  меняющихся  внешних  и  внутренних  условий;  е)  должны  рассматриваться  мнения  всех  библиотекарей  по  поводу  улучшения  имиджа.

Организационная  культура  —  это  обобщающее  понятие,  включающее  в  себя  как  «глубинные»  ценностные  ориентации,  так  и  внешние  проявления,  различимые  и  сотрудниками,  и  посетителями  организации  (прежде  всего  фирменный  стиль  и  культура  общения).  Применительно  к  имиджу  организационная  культура  представляет  собой  образ  мысли  и  образ  действия  сотрудников  библиотеки,  направленные  на  гармонизацию  отношений  в  коллективе  и  создание  благоприятного  отношения  к  библиотеке  со  стороны  общественности.  Она  содействует  проявлению  основных  характеристик  имиджа:  узнаванию  библиотеки  обществом,  отличию  от  других  библиотек  и  формированию  репутации.

Создание  позитивного  представления  о  библиотечной  профессии  средствами  искусства  вообще  проблематично:  писатели,  журналисты  и  режиссеры  описывают  и  показывают  человеческие  судьбы,  а  не  профессиограммы,  рассматривают  психологические  конфликты,  а  не  технологию  работы.  Общий  взгляд  на  книгу  (и  любой  другой  источник  информации)  у  них  также  отличается  от  взгляда  библиотекарей,  вынужденных  думать  о  сохранности  и  функционировании  целого  собрания,  а  не  об  отдельных  изданиях,  важность,  ценность  и  необходимость  которых  в  глазах  различных  читателей  неодинакова.

«Конструирование»  привлекательного  образа  представляется  чрезвычайно  сложной  задачей  и  для  самих  библиотекарей.  Имидж  парадоксален  по  своей  сути:  чем  больше  разница  между  отдельными  библиотеками,  тем  лучше  для  них  самих  и  хуже  для  обобщающего  образа  библиотечного  учреждения,  который  получается  довольно-таки  неопределенным.  С  одной  стороны,  очень  важной  представляется  массовая  работа:  в  библиотеке  постоянно  должно  происходить  что-нибудь  интересное,  и  тогда  положительный  имидж  может  возникнуть  и  у  читателей,  и  у  журналистов  [5,  с.  132—133].  Однако,  с  другой  стороны,  именно  разнообразие  ведет  к  «размыванию»  общего  представления  о  библиотечной  деятельности.  Можно  отметить  и  тот  факт,  что  имидж  представляет  собой  постоянное  балансирование  между  крайностями:  библиотека  не  может  позиционировать  себя  ни  как  серьезное  учреждение  (в  итоге  получается  скучный  академический  образ),  ни  как  учреждение,  ориентированное  на  досуг  населения  (именно  так  возникает  образ  массовика-затейника).  В  целом  концепции  библиотеки  и  «модели  библиотечных»  работников  представляют  собой  скорее  профессиональные  стереотипы,  чем  отражение  желаний  населения.  В  них  фиксируются  либо  отдельные  направления  работы  библиотек,  либо,  напротив,  создаются  чрезвычайно  сложные  образы,  которые  не  могут  «уложиться»  в  общественном  сознании.

Рассмотрим  формирования  имиджа  на  примере  МУК  «Сургутская  районная  централизованная  библиотечная  система».  Сейчас  этой  библиотечной  системе  более  20  лет  и  в  ее  состав  входит  14  библиотек.  За  эти  годы  число  пользователей  увеличивается.  Связано  это  прежде  всего  с  современными  технологиями  обслуживания,  рассмотрим  основные.

Формы  библиотечно-библиографического  обслуживания:

·     стационарное  обслуживание;

·     нестационарное  обслуживание;

·     работа  с  сайтом.

Обслуживание  отдельных  групп  и  категорий  пользователей:

·     работа  библиотек  с  людьми  с  ограниченными  возможностями;

·     работа  с  пожилыми  читателями;

·     работа  с  молодежью;

·     работа  с  детьми.

Направления  библиотечно-библиографического  обслуживания:

·     краеведческая  работа;

·     экологическое  просвещение;

·     гражданско-патриотическое  воспитание;

·     пропаганда  здорового  образа  жизни  и  противодействия  потреблению  наркотиков;

·     эстетическое  воспитание;

·     продвижение  чтения,  возрождение  традиций  семейного  чтения;

·     правовое  просвещение.

Сегодня  в  мире  происходят  большие  изменения,  связанных  с  развитием  технологий,  глобализацией,  смены  политики  и  т.  п.  —  все  это  влияет  и  на  формирование  сознания  у  людей.  Чтобы  оставаться  востребованной  и  актуальной,  библиотекам  необходимо  идти  в  ногу  со  временем,  отвечать  требованиям  пользователей  разных  категорий  и  групп  населения.

 

Список  литературы:

  1. Волкова  В.В.  К  проблеме  формирования  педагогического  имиджа  гуманитарного  вуза  [Текст]  /  В.В.  Волкова  //  Имиджелогия  —  2006:  актуальные  проблемы  социального  имиджмейкинга:  материалы  Четвертого  Междунар.  симпозиума  по  имиджелогии  /  по  ред.  Е.А.  Петровой.  —  М.,  2006.  —  С.  46.
  2. Жданова  Т.А.  Увидеть  себя  «чужими  глазами»  [Текст]  /  Т.А.  Жданова,  Т.И.  Малыхина  //  Библиотека.  —  1993.  —  №  4.  —  С.  28.
  3. Лысикова  О.В.  Имиджелогия  и  паблик  рилейшнз  в  социокультурной  сфере  [Текст]:  учеб.  пособие  /  О.В.  Лысикова,  Н.П.  Лысикова;  Рос.  акад.  образования;  Моск.  психол.-социал.  ин-т.  —  М.:  Флинта,  2006.  —  166  с.
  4. Почепцов  Г.Г.  Имиджелогия  [Текст]  /  Г.Г.  Почепцов.  —  М.:  Рефл-бук;  Киев:  Ваклер,  2000.  —  768  с.
  5. Рязанцева  Л.М.  Библиотека:  взгляд  в  будущее  —  исследование  общественного  мнения  [Текст]  /  Л.М.  Рязанцева  //  Библиотечное  дело  —  XXI  век.  —  М.,  2005.  —  №  1.  —  С.  132—133.
  6. Чертыкова  Ю.П.  О  соотношении  категории  «образ»  и  «имидж»  [Текст]  /  И.П.  Чертыкова  //  Имиджелогия  —  2006:  актуальные  проблемы  социального  имиджмейкинга:  материалы  Четвертого  Международного  симпозиума  по  имиджелогии  /  под  ред.  Е.А.  Петровой.  —  М.,  2006.  —  С.  343.
  7. Чревлашвили  О.  Реклама  в  библиотеке  и  реклама  библиотек  [Текст]  /  О.  Чревлашвили  //  Библ.  дело.  —  2004.  —  №  8.  —  С.  33.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# пранжу пелагия 28.02.2016 00:06
интересен для профессионалов.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.