Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 ноября 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Васютина В.В. ИВАН ГРОЗНЫЙ И ПРАВОСЛАВИЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(58). URL: https://sibac.info/archive/social/11(58).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 487 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ИВАН ГРОЗНЫЙ И ПРАВОСЛАВИЕ

Васютина Влада Витальевна

студент 1 курса факультета архитектура, ААрхИ ЮФУ

РФ, г. Ростов-на-Дону

Кравец Виктория Сергеевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Иван Грозный является наиболее противоречивой и загадочной фигурой в истории России и Русской Православной Церкви. Мнения о нем кардинально различаются. С одной стороны, царь изображается большинством историков как неуравновешенный злодей, кровавый тиран, с другой стороны, многие православные считают его святым великомучеником Русской Православной церкви.

Рассмотрим различные точки зрения на личность царя и его правление.

Бесспорно, Ивана Грозного нельзя оценивать по меркам сегодняшнего дня. В разные эпохи были совершенно иные нравственные критерии. Поэтому любую историческую личность надо рассматривать и судить с позиции его времени.

Сначала обратимся к взглядам историков, церковных деятелей и богословов, которые называют Ивана Грозного жестоким реформатором, извергом, своим правлением поправшим законы Божии.

Русским правителям, в целом, были несвойственны злобность и кровопролитие. Поэтому Иван Грозный ярко выделяется на общем фоне. Такие жестокости были скорее типичными для европейских правителей. Например, правящими в Голландии испанскими королями Карлом V и Филиппом II были казнены около 100 тысяч человек. Из них более 28000 человек были сожжены на костре как еретики. Король Франции Карл IX лично участвовал в кровавой Варфоломеевской ночи, когда более 3 тысяч гугенотов были зверским образом убиты. Вся их вина заключалась лишь в том, что они были протестантами, а не католиками, как их король.

Народ еще при жизни царя Ивана IV дал ему прозвище "Мучитель", а "Грозным" его прозвали уже после смерти. За годы своего правления им было казнено 4-5 тысяч человек, причем самыми изощренными и зверскими способами, многие из которых были придуманы самим царем.

Итак, модель правления Ивана Васильевича была совершенно западноевропейской, не характерной для православного государства. Он пришел к ней постепенно.

Еще в юношестве Иван пытается найти близкие его характеру образцы правления. Его взгляды устремляются на Восток. В те времена весьма известным на Руси было «Сказание о Магмет-салтане» Ивана Пересветова, где автор описывает идеального правителя: жестокого, порабощающего волю своих подданных, но мудрого и справедливого. Ивану Грозному был близок этот образ, понятны его поступки. Иван Пересветов провозгласил: «Правда выше веры». Грозный был абсолютно с ним согласен.

Еще одним образцом для подражания стал для Ивана Васильевича пророк Моисей, который погубил 3 тысячи израильтян, отступивших от истинной веры и поклонившихся Золотому тельцу. Видимо, Грозный сравнивал себя с Моисеем, когда отправлялся в Новгород, жители которого восстали против тирании русского царя и отказались присоединиться к Москве. В наказание Иван Грозный приказал казнить с применением самых изощренных пыток 2000 жителей города, включая женщин и детей.

Во время одной казни царь собственноручно пронзил копьем приговоренного к смерти. При этом он как бы уподоблялся еще одному библейскому персонажу Финеесу, который пронзил копьем двух развратников, остановив тем самым языческое развращение израильтян, которые стали жениться на мадианитянках и поклоняться их языческим богам.

С годами Иван Грозный сознательно отказывается от византийской модели императорской власти, которая предполагает, что правитель — исполнитель воли Бога, правит на благо своего народа, руководствуясь божественными законами, и понимает всю ответственность за своих подданных перед Богом, боится гнева Божьего. Царь принимает для себя западноевропейскую секулярную модель правления, то есть начинает строить свою политическую деятельность с учетом уменьшения влияния и роли религии в сознании людей и жизни общества.

По мнению Ивана Грозного, Восточно-Римская империя и многие православные государства пали от того, что их правители были чересчур зависимыми от Церкви и знатных и влиятельных особ, государство беднело, богатели отдельные представители высших сословий, воинство ослабевало, и все закончилось вторжением турок и гибелью государств.

В связи с этим Иван Грозный считал, что он, как государь, должен быть жесток, должен наказывать и даже казнить не подчиняющихся его воле, а если он будет проявлять добро и милосердие, а значит, будет слабым – его страну ждет погибель. Царь уподоблял свою волю с волей Бога. По его мнению, никакие нравственные законы не должны применяться к царю. Он считал, что правитель может не выполнять своих обещаний, если это не приносит пользу его стране. Что бы государь ни делал, греха в этом нет, если все действия идут на пользу государству. А значит, государь не подвластен никому, а сопротивление его воле должно наказываться по церковным законам.

По мнению официальной историографии, в целом правление Ивана Грозного принесло положительные результаты для Российского государства. Но все преобразования были достигнуты слишком высокой ценой. И, конечно, царем были допущены и значительные промахи. Пока Иван действовал сообща со своим окружением, он добивался значительных успехов в своем правлении. Когда же он не стал доверять абсолютно всему своему окружению, боярству и духовенству, и даже целым городам, таким как Новгород и Псков, стал всех подозревать в государственной измене и замыслил разделить Русь, то тогда едва не воплотились в жизнь евангельские слова: «Всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет» (Мф. 12:25). Эти слова, как предостережение, цитировал Ивану Грозному святой митрополит Филипп, за что и поплатился жизнью.

Таким образом, мы рассмотрели взгляды тех историков и церковных деятелей, которые видели правление Ивана Грозного в основном как борьбу царя за единоличную власть, за укрепление самодержавия самыми жестокими методами, никак не сопоставимыми с православными канонами.

Но теперь рассмотрим точку зрения их оппонентов. Они считают, что основным образцом правления для Ивана Васильевича послужил библейский царь Давид.

Иван Грозный был очарован образом идеального властителя царя Давида, который был и воином, и пророком одновременно, вел, с одной стороны, монашескую, а с другой - героическую жизнь, был окружен союзниками, преданных ему не за награды и почести, а за его мужество и веру в Бога. Иван Грозный мечтал, что ему удастся, так же как и царю Давиду, собрать единомышленников, горячо преданных ему и верных Богу, и возродить вместе с ними Святую Русь, укрепить ее могущество, освободив от ереси и смуты.

И Иван Васильевич, прихватив с собой из Москвы преданных людей, взял в удел опричное царство, где построил монастырь. Там он жил некоторое время по монастырским законам, соблюдая все церковные каноны. Так что можно сделать вывод, что опричнина царя была построена по библейскому образцу.

Для Ивана Грозного история царя Давида стала образцом и для установления на Руси института царской власти. Впервые в истории Руси Иван Грозный венчался на Царство, тем самым указал на свою миссию царя как посредника между Богом и людьми, стал как бы земным воплощением Христа. Таким образом, Иван Грозный максимально укрепил центральную власть и навеки сделал Русь великой державой, оплотом православного мира.

Итак, по мнению отдельных историков и богословов, заслуги Ивана Грозного как правителя заключались в следующем: формирование земского самоуправления, создание государственного законодательства, увеличение территории Руси в 2 раза путем присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского царств, военные реформы, способствовавшие укреплению армии, формирование сильного централизованного государства. Иван Грозный для них - создатель великой мощной державы, истинно православный царь.

Эти же историки и церковные деятели утверждают, что у них есть серьезные основания полагать, что Иван Грозный был после смерти канонизирован Русской Православной церковью как местночтимый святой, что царь назван «святым великомучеником» в святцах Коряжемского монастыря, что существуют изображения царя на иконах 16-17 вв. с нимбом, что сохранилась мироточащая икона Ивана IV. Но никаких неопровержимых доказательств, подтверждающих эти факты, нет.

В российском обществе движение за канонизацию первого русского царя стало заметным в конце 20 века. Люди, призывающие к канонизации Ивана Грозного, навязывают общественности мнение, что царь был святым великомучеником, защитником Святой Руси и Православия, а его жестокость оправдывают тем, что так он боролся с ересью и смутой.

Синодальная комиссия по канонизации святых в 2004 году сделала однозначный вывод, одобренный Архиерейским Собором, что нет оснований для канонизации царя Ивана Грозного и нет оснований для опровержения авторитетных общепризнанных выводов исторической науки. Да и как можно считать святым великомучеником человека, который был виновен в гонениях и гибели святых русской церкви: митрополита московского Филиппа, игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия, новгородского архиепископа Пимена, казанского архиепископа Германа, Ефросиньи Старицкой?

В заключении хотелось бы сказать, что Иван Грозный был неординарной личностью, человеком глубокой веры, острого ума, человеком мужественным и волевым, человеком, осознающим свою высокую миссию. Он изо всех сил старался беречь и защищать свою страну так, как ему казалось правильным. Он свято верил, что сохраняет то Византийское наследие, те основы, которые были заложены его предшественниками, а в конечном итоге не щадя рушил старые основы православного государства, пытаясь создать некий аналог секулярной западноевропейской национальной монархии.

Правление Ивана Грозного скорее напоминает духовное заблуждение или неадекватное восприятие действительности, которые привели Русь ко многим бедам, а самого царя - к личной трагедии. Можно утверждать, что Святорусское государство Грозный строил, основываясь на заповеди Нового Завета: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (ЕФ., 4:5). И в этом своем строительстве он усматривал служение Богу.

 

Список литературы:

  1. Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины.- Москва: Издательство АН СССР, 1963.-с.35
  2. Виппер Р.Ю. Иван Грозный. - Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1944.-с.124.
  3. Вопрос о канонизации Ивана Грозного/[Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.encyclopaedia-russia.ru
  4. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. - Санкт-Петербург: Издательство Л.С.  Яковлевой, 1994. - 352с.
  5. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Доклад. [Электронный ресурс] Режим доступа: www. patriarchia.ru
  6. Православный журнал Фома. Поэт власти. Иван Грозный: благочестие на крови. - 2006  №4
  7. Протоиерей Олег Митров. Почему не будет прославлен царь Иван Грозный [ Электронный ресурс] Режим доступа: kanonkom.ru
  8. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - Москва: ООО Издательство АСТ, 2006. - 480с.
  9. Соловьев С.М. Сочинения: история России с древнейших времен. - Москва: Мысль, 1989.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 487 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Комментарии (1)

# Ангелина 25.11.2017 15:09
+

Оставить комментарий