Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 марта 2018 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЯКУТСКЕ И МОЛОДЕЖЬ
Началом волонтёрского движения в мире принято считать двадцатый год прошлого столетия, вчерашние солдаты Первой Мировой войны из Англии, Швеции, Германии, Австрии по собственной воле, в свободное от работы время взялись восстанавливать разрушенную деревню близ города Вардена. Это событие стало отправным пунктом создания Service Civil International – самой старейшей волонтёрской организации в Европе. Уже тогда были обозначены основные принципы работы волонтеров: добровольность и бескорыстность.
В России зарождение собственно волонтёрского движения обычно относят к восьмидесятым года XX века. Но это не совсем так: само явление – добровольная и безвозмездная помощь в общественно значимых делах имеет в нашей стране давнюю историю. Это и дореволюционная Россия, когда милосердие, безвозмездная помощь и солидарность были непреходящими ценностями национального характера россиян любой национальности. В советский период добровольное оказание помощи сохранялось и в пионерском тимуровском движении, и в деятельности обществ охраны памятников истории, в сохранении окружающей среды, и в деятельности комсомольских поисковых отрядов.
Сегодня, с функционированием в обществе негосударственных форм взаимодействия общества и гражданина, возможности проявлять гражданские инициативы появляются все новые виды помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также появились граждане, желающие добровольно приносить пользу, как обществу, так и конкретному человеку.
В Якутии, в кругу студентов и молодежи всегда можно было найти активных и инициативных людей, которые безвозмездно оказывали помощь в интересах общества: в улусах, наслегах престарелые и инвалиды никогда не чувствуют себя одинокими, односельчане, особенно молодая ее часть, всегда придут на помощь.
Несколько иными являются межличностные и межгрупповые отношения в городе, и это сказывается на солидарность и взаимопомощь между гражданами в крупных агломерациях. Но и здесь распространены разные виды взаимного вспоможения и оказания общественных услуг на безвозмездной основе: в городе существует десяток благотворительных организаций и множество предприятий, которые на постоянной основе оказывают меценатскую помощь различным незащищенным слоям населения.
Однако мы решили провести собственное исследование в студенческой среде, которое не будет претендовать на общезначимость, но покажет неофициальную точку зрения на волонтерство глазами самих молодых людей.
На первый взгляд сферы применения волонтерского труда в городе предостаточно: это и несовершенная экология и неухоженность определенных районов города (17 квартал, Сайсары, ГРЭС); достаточно большое количество людей пенсионного возраста, которые потеряли связь со своими родственниками в районах; скопление медицинских учреждений и учреждений для инвалидов и престарелых, обязательное для больших городов наличие бомжей и попрошаек.
Наш опрос показал, что про волонтерское движение в Якутске слышали, знают, хорошо осведомлены практически все. Но при конкретизации вопроса («Какую городскую волонтерскую организацию или движение вы знаете?») затруднились ответить каждый третий. Вместе с тем, хотели бы участвовать постоянно в волонтерском движении каждый четвертый молодой человек, а время от времени две трети респондентов.
Более того: постоянно или время от времени оказывают помощь своим родным, знакомым, оказавшимся в трудных жизненных условиях две трети опрошенных, а считают необходимым оказывать такого рода помощь все участники опроса.
Положительные ответы на вопросы о том, какие волонтерские организации и движения знают опрошенные можно подразделить на четыре основные группы.
Во-первых, многие знают о тех видах и формах волонтерства, которые существовали еще с советских времен, которые имели принудительный или условно добровольный характер: субботники, тимуровское движение в школах, весеннее оживление по уборке улиц и т.д. Эти акции вряд ли подходят по понятие волонтерства, так как остается открытым вопрос о добровольности. К тому же, самом главной проблемой остается вопрос о необходимости поменять свое мировоззрение по поводу мусора: его уборку надо производить не один раз в год, с мобилизацией всех горожан, а в течении всего года [1].
Во-вторых, в городе каждое лето организуются отряды из школьников разного возраста, которые занимаются уборкой городских улиц и площадей. Но это движение даже условно не может быть названо волонтерством, так как имеет возмездный (хотя и очень маленький, скорее символический) характер. К тому же возникает множество вопросов морального характера: насколько нравственно заставлять маленьких горожан убирать все то, что намусорили взрослые. Не порождает ли это проблему для последующих поколений, очень похожую на «экологическую дедовщину»?
В-третьих, многие вспоминали официально ангажированные акции по волонтерству во время Олимпиады в Сочи, Игр «Дети Азии» в Якутске. Однако, отношение к ним у большинства опрошенных скорее негативное или безразличное по ряду причин: «туда попадают только активисты или крутые»; «это создано для пиара», «их труд все равно оплачивается питанием, формой, карьерным ростом» и т.д.
И в четвертых, практически каждый опрошенный сказал, что настоящим волонтером в городе является Антон Васильев, который самостоятельно, в свое свободное время убирает городские просторы, не требуя за это ни денег, ни общественного признания. Многие указывали на него как на настоящего волонтера и как на истинного добровольца, хотя и не оцененного обществом. Ведь нельзя считать полноценной оценкой поступков этого замечательного гражданина нашего города вручение вместе с Первой национальной премией в номинации «Общественный деятель» бутылки водки (хоть и элитной), к тому же абсолютному трезвеннику... [3].
Мы бы не стали обращать на это внимания, если бы не пришли к выводу, что данный пример является истинным отношением власти к настоящему волонтерству. К тому же, данное отношение в какой-то мере отразилось и на отношение горожан к добровольчеству: каждый десятый считает образ истинного волонтера как городского чудака, современного трикстера, которого нельзя полностью идентифицировать как современного человека, живущего в постиндустриальном обществе.
Государство в последнее время старается приложить максимум усилия для активизации инициативы граждан, для культивирования волонтерства, особенно, в молодежной среде. Главное в этой работе – умело направлять и правильно координировать данную деятельность. Согласно утвержденному Правительством Российской Федерации молодежной стратегии [2], приоритетным направлением государственной молодежной политики признается вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и всесторонняя поддержку гражданских инициатив, которые направлены на организацию добровольческого труда населения.
Мы не ставили перед собой цель полностью исследовать столь сложный и поразительный феномен как волонтерство. Нам хотелось, скорее всего, раскрыть узкий, местечковый и субъективный взгляд молодежи на современное волонтерство в нашем городе. Будем надеяться, что наш анализ даст возможность глубже и всестороннее рассмотреть это явление и приложить усилия для изменения отношения к нему молодежи.
Список литературы:
- Старостин В.П. Экологические проблемы города Якутска и пути их разрешения // Экономика и социум. - 2016. - №12 (31). – С. 1149-1152.
- Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90356/ (дата обращения 17.03.2018).
- «Человеку года», являющемуся трезвенником, вручили водку «Дархан» // Интернет-газета «Якутия-инфо». [Электронный ресурс] URL: http://yakutia.info/article/178070 (дата обращения: 17.03.2018).
Комментарии (1)
Оставить комментарий