Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 28 мая 2018 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
НЕПОДВИЖНЫЙ ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ И ДВА ЗАВИСИМЫХ ВИДА СУЩНОСТЕЙ В «МЕТАФИЗИКЕ» АРИСТОТЕЛЯ
Аристотель в своей замечательной работе под названием «Метафизика» определят три вида сущностей или субстанций (αἱ οὐσίαι) упорядоченная взаимосвязь которых, по его мнению, составляет всеобщий природный порядок и гармонию космоса. Первый род сущностей это тот который воспринимаем чувствами, второй это сфера неподвижных звезд и планеты ̶ промежуточный род движимый неподвижным двигателем, то есть Богом: «οὐσίαι δὲ τρεῖς, μία μὲν αἰσθητή ̶ ἧς ἡ μὲν ἀΐδιος ἡ δὲ φθαρτή, ἣν πάντες ὁμολογοῦσιν, οἷον τὰ φυτὰ καὶ τὰ ζῷα ἡ δ᾽ ἀΐδιος ̶ ἧς ἀνάγκη τὰ στοιχεῖα λαβεῖν, εἴτε ἓν εἴτε πολλά» [1]. И третий род, это, соответственно, неподвижный вечный и совершенный двигатель или Бог, существующий отдельно и движущий сферы планет и звезд: «ἄλλη δὲ ἀκίνητος, καὶ ταύτην φασί τινες εἶναι χωριστήν» [1]. Что касается цели моей работы, то здесь я хочу провести синтезирование самых основных идей двенадцатой книги (книга Λάμβδα) «Метафизики» Аристотеля, а также выявить иерархическое взаимоотношение вышеупомянутых видов сущностей, и, в-третьих, выяснить каким же образом вечный двигатель, который по своей природе сам является неподвижным, приводит в движение звезды и планеты. Также я проведу небольшой анализ астрономии восьмой главы двенадцатой книги и разъясню причину введения Аристотелем «поворачивающих» или, как я люблю их называть, «корректирующих» сфер, ̶ здесь я укажу только поверхностные детали не вдаваясь в механическую часть вопроса. И последнее, скорее всего читателю может показаться что слог и язык этой статьи несколько необычен местами – последний раз я писала академическую работу на русском языке еще в 2011 году, когда защищала свою ВКР в Шуйском Государственном Педагогическом Университете. Тем не менее я все-таки надеюсь, что чтение данной работы не составит больших трудностей потому как я попытаюсь представить основные идеи в как можно более сжатом варианте и упрощенном доступном мне русском языке. Что касается особенности и новизны этой работы, то я по крайней мере еще не встречала никакого подробного анализа восьмой главы двенадцатой книги «Метафизики» в русских источниках, и, поэтому, думаю было бы неплохо поделиться своим опытом для наших студентов и преподавателей.
Итак, первый род сущностей самый низший и есть менее совершенный: он подвержен внутреннему и внешнему распаду и упадку, разложению и рождению. Сюда относятся такие виды природного мира как растения, животные, человеческий род, низшие организмы и т.д. ̶ то есть все воспринимаемые чувствами составные субстанции, состоящие из материи и формы. Поскольку все, что воспринимаемо чувствами находится в постоянном видоизменении как в качественном, количественном, так и в других отношениях (то есть во всех отношениях девяти категорий Аристотеля), становится очевидным почему одно и то же явление кажется для разных людей различным даже если предмет воспринимаем в одно и то же время. Более того, тот же самый предмет проявляет себя в совершенно ином качественном, количественном и других отношениях для одного и того же наблюдателя в момент после того как интеллект сделал то или иное умозаключение об увиденном предмете. По этой самой причине ранние философы заявили, что ничего вообще определенного не может быть утвердительно сказано по поводу чувственного воспринимаемого материального мира. Как раз именно поэтому Кратил критиковал Гераклита за его выражение что невозможно дважды войти в одну и ту же реку в том смысле что все в природе постоянно течет и изменяется. Кратил пояснил, что на самом-то деле даже и единожды невозможно войти в одну и ту же реку. Из-за такого рассуждения Кратил вообще не хотел говорить ничего определенного о вещах, потому что к тому моменту когда он закончил бы свое утверждение, та или иная вещь уже бы видоизменилась, и таким образом получилось бы что его утверждение ложно. Поэтому, Кратил, говорит Аристотель с неким своего рода сарказмом, молча двигал только своим указательным пальцем чтобы хоть как-то высказываться о своем мнении. Но, на самом деле я вот думаю, не правда ли и то, что к тому времени, когда Кратил закончил бы перемещать свой палец в промежутке пространства-времени, материя вещи уже бы претерпела еще одно изменение? Если быть более точным, к тому времени когда Кратил даже еще только подумает о том, чтобы пошевелить пальцем, объект восприятия изменится еще и до этого. В этом случае очевидно, что Кратил противоречит сам себе решив просто двигать пальцем не утверждая ничего. Более того, чтобы не противоречить своей собственной теории, Кратилу не следует вообще ни двигаться, ни даже думать, а стать просто овощем как на это с сарказмом указывает Аристотель. Что касается Аристотеля, то процесс такого видоизменения чувственно воспринимаемых преходящих сущностей он сформулировал как материя непрестанно движущаяся и стремящаяся к актуализации (ἐνέργεια) своей формы. Форма (τὸ τί ἦν εἶναι) в этом случае, это то самое (τόδε τι) неизменное что неким образом всегда присутствует в материи, то есть выражаясь простым языком, когда, например, определенная заданная форма человека или цветка заранее присутствует в семени независимо от того на какой стадии развития или роста находится тот или иной человек или цветок. То, что заставляет ту или иную природную материю постоянно принимать ту или иную физическую форму, есть сама форма (τὸ τί ἦν εἶναι), но также есть и внешний двигатель или движущая причина, то есть, например, у человека это будет отец и мать, а также Солнце (промежуточный род сущностей), поскольку от последнего зависит существование первых трех. А самый отдаленный внешний двигатель или причина всего сущего есть неподвижный перводвигатель, или Бог. В природе и вообще в космосе «все движущее движет что-либо и в свою очередь приводится в движение чем-либо. Но если мы хотим избежать бесконечного ряда движимых двигателей, мы должны допустить, что существует некий первичный двигатель, остающийся неподвижным, ибо он уже ничем другим не приводится в движение» [8] ̶ о первичном двигателе я расскажу более подробно в третьей части моей статьи. Таким образом первый вид чувственно воспринимаемых сущностей есть самый низший (так как подвержен разложению и вымиранию) и менее совершенный, занимающий третье положение в иерархии сущностей Аристотеля.
Второй род более совершенных сущностей так же чувственно воспринимаем и находится в постоянном движении, но, однако его материя не подвержена внутреннему или внешнему распаду как у животных и растений. Единственное изменение которому он подвержен это изменение в пространстве-времени, то есть в изменении пространственного места и положения. К данному роду принадлежат сфера неподвижных звезд и планеты (πλανήτης) существующие вечно по мнению Аристотеля. Что касается планет, они тоже вечны поскольку из года в год каждая из планет выполняет непрерывное круговое движение и в определенное время возвращается в одно и то же пространственное положение относительно сферы неподвижных звёзд (созвездия знаков зодиака и др.). Аристотель считал небесные сферы, к которым прикреплены звезды состоящими из эфира или особой материи не подверженной распаду: эти сферы словно слои лука, вложенные друг в друга, где каждая из них частично контактирует со сферой снаружи и со сферой внутри, а неподвижная Земля у которой ось не наклонена на 23.5°, соответственно находится в центре всех этих концентрических сфер и вселенной. По словам Аристотеля, в движении звезд задействовано 33 сферы: у Сатурна 4 сферы и 4 у Юпитера; для Венеры, Марса и Меркурия 5 сфер; Солнце и Луна также имеют по 5 сфер, и таким образом получается 33, как я их называю, обычные или правильные сферы. Аристотель затем добавляет 22 поворачивающие или корректирующие сферы (я о них поясню ниже): Сатурн получает 4, Юпитер ̶ 4, Марс ̶ 5, Солнце ̶ 5, Венера ̶ 5, Меркурий – 5, Луна получает 5, что в общей сложности составляет 55 сфер. Причина, по которой Аристотель требовал почему например у Сатурна аж целых 4 сферы находит свое выражение в особенности движения Сатурна вокруг Земли. Помимо суточного (Сатурн вокруг Земли) и годового по эклиптике (Сатурн вокруг Земли за 365 дней), древние греки наблюдали еще одно необычное движение – когда Сатурн как и остальные планеты кроме Солнца и Луны в определенные промежутки времени вдруг останавливаются в небе, выполняют своего рода «восьмерку» или эллипс, и далее движутся вперед. Это явление еще древние греки до Аристотеля называли гиппопедой, своего рода напоминающую алгебраическую лемнискату или ретроградное движение. Поэтому, чтобы Сатурн мог выполнять не только суточное и годовое движение, а еще и гиппопеду, было необходимо добавить еще две сферы которые двигали бы планету по «восьмерке» или эллипсу. Аристотель здесь, конечно, совершенно прав утверждая, что каждая планета имеет более чем один вид движения: «πλείους γὰρ ἕκαστον φέρεται μιᾶς τῶν πλανωμένων ἄστρων» [1]. Гиппопеда по теории Аристотеля движется по эклиптике, а сама планета движется вдоль самой гиппопеды по восьмерке создавая тем самым данное кажущееся явление. Вообще все философы и астрономы аж вплоть до Коперника были озадачены этим явлением, создавая различные планетные системы чтобы хоть как-то объяснить причину, стоящую за таким странным поведением звезд. Однако, на самом-то деле планеты естественно не двигаются по восьмерке или эллипсу: они не меняют направление своих орбит, и никаких сфер не существует. Все дело состоит в том, что на самом деле Земля вращается вокруг Солнца быстрее чем другие планеты, такие как Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон (за исключением Меркурия и Венеры соответственно, потому что они движутся быстрее Земли), и, поэтому, это различие в скоростях вдобавок к вращению Земли вокруг Солнца создает эту иллюзию ретроградного движения. При рассмотрении ретроградного движения, нужно учитывать, что теория Эйнштейна, на которую опирается вся наша современная астрономия, утверждает, что все планеты, составляющие солнечную систему, существуют посредством гравитационного притяжения Солнца и его огромной массы, которая, в свою очередь изгибая геометрию пространства-времени, позволяет планетам вращаться вокруг Солнца. И поскольку из-за гравитационного притяжения Солнца ближайшие к нему планеты движутся быстрее, а отдаленные медленнее, размеры или степени амплитуды кажущихся гиппопед всех планет соответственно будут различны. Выражаясь словами Аристотеля, другая причина существования человека кроме формы (τὸ τί ἦν εἶναι), отца, матери, Солнца производящего тепло, и неподвижного двигателя, будет гравитационное притяжение, создающееся опять же Солнцем.
Теперь нужно выяснить как по мнению Аристотеля множественные сферы вращают одну планету вокруг Земли, а затем, впоследствии, проанализировать причину введения поворачивающих или корректирующих сфер в дополнение к обычным: «ἀναγκαῖον δέ, εἰ μέλλουσι συντεθεῖσαι πᾶσαι τὰ φαινόμενα ἀποδώσειν, καθ᾽ ἕκαστον τῶν πλανωμένων ἑτέρας σφαίρας μιᾷ ἐλάττονας εἶναι τὰς ἀνελιττούσας καὶ εἰς τὸ αὐτὸ ἀποκαθιστάσας τῇ θέσει τὴν πρώτην σφαῖραν ἀεὶ τοῦ ὑποκάτω τεταγμένου ἄστρου: οὕτω γὰρ μόνως ἐνδέχεται τὴν τῶν πλανήτων φορὰν ἅπαντα ποιεῖσθαι» [1]. Чтобы перейти к данному вопросу, я думаю, будет неплохо начать с менее сложной системы движений – с Сатурна и Юпитера, поскольку оба они имеют только четыре обычные сферы. Рис.1 изображенный ниже представляет собой основную структуру четырех сфер где две сферы позволяют белой планете (пусть это будет Сатурн) вращаться вокруг Земли в форме восьмерки. На этой диаграмме первая сфера (внешняя голубая) представляет собой сферу неподвижных звезд; она вращается ежедневно с востока на запад на небесном экваторе, где северные и южные полюса этой сферы находятся в абсолютном покое. Вторая сфера (черная) ̶ эклиптика, вокруг которой движутся планеты Зодиака с запада на восток. Третья сфера (зеленая) и четвертая сфера (красная) вращаются в противоположных направлениях, что вместе позволяет планете (белой) двигаться в форме гиппопеды. Эта воображаемая темно-синяя петля движется вдоль линии эклиптики (черный). Остальные цветные шары размером с горошину расположенные по сторонам – это полюса сфер. Например, у зеленой сферы полюса расположены на эклиптике: верхний – на востоке, южный – на западе. Далее, каким же образом движутся сферы? Например, почему четвертая сфера имеет именно такое присущее ей движение и никакое иное? Потому что, во-первых, ею движет её собственный неподвижный движитель (τὰς οὐσίας τὰς ἀκινήτους) вокруг оси, и, во-вторых, потому что третья сфера, в которую закреплена четвертая, имеет свое индивидуальное движение в том смысле, что неподвижный перводвигатель четвертой сферы перемещает свою сферу таким образом, чтобы ее движение было в определенном соответствии с движением третьей [2, с. 12]. Далее, почему третья сфера движется? Потому что неподвижный двигатель перемещает её, и потому что у второй сферы есть свое собственное индивидуальное движение. Такой же алгоритм повторяется для второй и первой сфер всех планет.
Рисунок 1. Eudoxos of Knidos: astronomy and homocentric spheres
Более того, как указывает Ллойд, и я думаю Аристотель тоже был такого же мнения, хоть об этом у него ничего не сказано, что неподвижные двигатели не только вращают сферы с определенной скоростью, но также управляют углами их осей [4, c. 254]. Что касается Венеры, Меркурия и Марса, то у них тоже по четыре сферы, плюс еще одна сфера (все эти три планеты движутся примерно с той же скоростью что и Земля). Что касается Солнца, то ему Аристотель дает пять сфер: одна для суточного, одна для эклиптики, другая для прямого восхождения и склонения Солнца, и еще две сферы для учета второй космической или параболической скорости Солнца. Луна имеет пять сфер: суточная, эклиптическая, лунная, и еще две чтобы учесть ее вторую космическую скорость так как ее орбита также немного сжата, то есть эллиптична и не представляет собой ровный круг.
Теперь вернемся к вопросу о том, почему Аристотель считал планетарные системы Евдокса и Каллиппа неудовлетворительными как он указывает в восьмой главе двенадцатой книги «Метафизики», а именно, почему было необходимо ввести ἑτέρας σφαίρας, то есть другие сферы помимо обычных. Причина введения этих сфер, как я упомянула выше на древнегреческом ссылаясь на Аристотеля, такова: «Однако если эти сферы должны в своей совокупности объяснять наблюдаемые явления, то необходимо, чтобы для каждой планеты существовали другие сферы - числом меньше на одну, - такие, которые бы каждый раз поворачивали обратно и приводили в то же самое положение первую сферу светила, расположенного ниже, ибо только так может вся совокупность сфер производить движение планет» [7]. Философ имеет здесь ввиду следующее: если мы поместим четыре обычные сферы Юпитера в последнюю четвертую обычную сферу Сатурна (красный), то внешняя первая сфера Юпитера (синяя) будет противодействовать и препятствовать нормальному движению последней сферы Сатурна, поэтому возникает необходимость в дополнительных сферах, которые бы поворачивали, или отменяли движение сфер, находящихся выше. Таким образом, чтобы предотвратить это сопротивление движений между сферами, Аристотель ввел корректирующие сферы, чтобы движения планеты и ее сфер не влияли на движения сфер и планет находящихся сверху и снизу. Грант также указывает: «Таким образом, для четырех сфер Сатурна Аристотель добавил три разворачивающие сферы, которые двигаются в направлении противоположном второй, третьей и четвертой сфер Сатурна. Таким образом, Аристотель намеревался отменить движения всех сфер Сатурна, кроме первой ̶ самой внешней сферы которая двигается c суточным движением, то есть проходит полный оборот вокруг Земли за сутки. Таким образом, первая или самая внешняя сфера Юпитера будет затронута только ежедневным движением первой сферы Сатурна, и поэтому ежедневное движение Юпитера будет нетронуто поскольку обе упомянутые сферы движутся в одном направлении и с одинаковой скоростью. Далее, движения трех внутренних сфер Юпитера таким образом будут аннулированы действием трех его разворачивающих сфер лежащих ниже» [3, c. 78]. Данная стадия необходима чтобы не помешать движению первой внешней сфере Марса: тот же самый алгоритм применяется к остальным планетам, лежащим ниже (кроме промежутка между Землей и Луной соответственно). Таким образом, добавив три или четыре (в зависимости от планеты) дополнительные корректирующие сферы, Аристотель представил всю планетарную систему, работающую как единый упорядоченный физический механизм, в то время как планетная система Eвдокса и Каллиппа, как выяснилось, показала себя чисто геометрической и математической в которой некоторые из объединенных сфер механически просто работать вместе не могут. Тут у некоторых может затаиться следующий вопрос: зачем корректирующим сферам свой собственный неподвижный двигатель если они не несут в себе планет? Здесь необходимо отметить, что не только обычные сферы, но и корректирующие так же должны быть движимы принадлежащими им неподвижными двигателями. Если же корректирующие сферы не имеют собственных перводвигателей, то эти сферы либо неподвижны по своей природе, либо получают движение от других сфер посредством «трения», но эти два случая невозможны по теологии Аристотеля. Таким образом, необходимо чтобы все сферы были сохранены – и обычные и разворачивающие, потому как только в этом случае возможна жизнь первого рода сущностей: постоянный цикл перерождения и распада одной материи в другую. Высказываясь в более общих чертах, Солнце, по мнению Аристотеля, приближаясь к Земле и отступая от нее вызывает изменения в сезонах, что, в свою очередь, заставляет каждую материю стремиться к своей форме и актуализации, и вообще поддерживать жизнь на земле. И если планетарная система не содержит корректирующих сфер, то гармоничное движение планет нарушается, и соответственно, Солнце не может выполнять свой суточный и зодиакальный цикл.
Далее, что же приводит в движение все 55 сфер? Как уже было сказано, это недвижимые перводвигатели составляющие первый род самых совершенных сущностей в иерархии субстанций у Аристотеля. Если они сами по себе неподвижны, то как же они могут приводить сферы в движение? На первый взгляд это утверждение вообще идет в разрез со здравой логикой и со всеми законами физики, ведь все что движимо в природе имеет в себе причину его движения, то есть имеет предыдущего двигателя. Что касается законов физики, здесь необходимо помнить, что неподвижные двигатели нематериальны, поскольку, если материя в них присутствует, то они тогда будут подвержены внутреннему упадку что невозможно так как круговое движение планет и сами планеты вечны и не подвержены распаду (по мнению Аристотеля), и, следовательно, первопричины – их перводвигатели тоже соответственно вечны. Каждая сфера движется не только потому что одна прикреплена своими полюсами к другой, но и потому что она движется с помощью вызванного в ней желания или, скорее, любви, вызванной в ней принадлежащим ей неподвижным двигателем который сам по себе является совершенной действительностью, конечной и первой причиной ̶ об этом подробнее будет описано ниже.
Итак, сферы, находящиеся в вечном движении, движимы посредством любви, вызванной в них двигателями, которые остаются в свою очередь неподвижными поскольку лишены всякой материи. Для сравнения, например, когда красивая девушка (или ее портрет) в настоящий момент находящаяся неподвижной представлена перед группой людей, она, тем самым, вызывает определенные в них нематериальные движения такие как чувства или эмоции, и вообще побуждает их к тем или иным действиям и поступкам. Более того, когда кто-то осознает прекрасный объект, этот человек вообще желает постоянно участвовать в его совершенстве, в то время как объект желания может оставаться без движения. Таким образом, все 55 сфер находятся всегда в состоянии «удовольствия» и «любви», а сущность самого неподвижного двигателя самая совершенная, вечная и неизменная остается неподвижной. В этом случае совершенная сущность перводвигателей становится целью для движения небесных сфер. А сам вечный двигатель мыслит о своей собственной совершенной наилучшей сущности, то есть акт его мышления становиться одним целым с объектом мысли.
Что касается проблемы соотношений монотеизма (один вечный двигатель), просматривающегося на протяжении всей «Метафизики», и такого, скажем даже шокирующего политеизма в 8 главе (аж 55 неподвижных двигателей!), то для Аристотеля как мы видим это вовсе не проблема. Все 55 вечных двигателей подчинены одному единому вышестоящему неподвижному двигателю, то есть Богу. Эта проблема соотношений словно камень преткновения для всех тех кто когда-либо пытался и будет пытаться примирить и согласовать все 14 книг «Метафизики» указывающих на одну божественную сущность и единственную 8 главу в 12 книге вдруг обнаруживающую существование аж такого множества божественных двигателей. Как отмечают многие заслуженные профессора, здесь не стоит разочаровываться в этом приводящем в смятение политеизме, но принять во внимание что все-таки Аристотель принадлежал к культуре политеистической, и/или принять позицию тех, кто утверждает, что 8 главу написал не Аристотель, а кто-то другой позднее после смерти философа. Если учитывать первый вариант, то возможно, как на это указывает Аристотель, все 55 двигателей зависят от верховного как армия от своего лидера, чей порядок зависит только от него одного, и поскольку он совершенен, то и войско его тоже совершенно и хорошо организованно. Проблема, конечно, здесь возникает одна: каково же взаимоотношение вышестоящего Бога и всех подчиненных ему неподвижных двигателей? И, второе, если верховный перводвигатель стоит выше по своему рангу, то значит он должен отличаться и по форме (τὸ τί ἦν εἶναι) от всех остальных 55 ему подчиненных. Но проблема в том, что верховный перводвигатель нематериален, то значит он ничем не будет отличаться от всех остальных двигателей поскольку они тоже лишены материи. А как известно, материя – это есть единственный принцип индивидуализации и отличия. Если брать природный мир сущностей, где, например, этот круглый шар сделан из золота, а тот – из дерева, и если мы мысленно уберем материю (золото и дерево), то останется своего рода одна воображаемая круглая форма, и эта форма здесь ничем не будет отличаться от какой-либо другой круглой формы по своей идее «круглости». Поэтому неясно, как 55 перводвигателей движущих сферы отличаются от того, которому все они подчинены если все они лишены материи. Тем не менее, эта проблема не состояла целью рассмотрения этой работы, поэтому я ее оставляю для более компетентных и сведущих в этом вопросе.
Подводя итог, можно закончить эту работу следующими словами Аристотеля, что Бог есть живая и совершенная деятельность, «и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что Бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть Бог» [7]. Неподвижные двигатели, как самые совершенные и деятельные, мыслят о своей самой благородной мысли и производят только один эффект в сферах ̶ желание, или, скорее, любовь, результатом которой является вечное круговое движение планет. Гармоничный порядок механического движения промежуточных сущностей, то есть сфер и планет, и особенно Солнца, в свою очередь позволяет каждому потенциальному (возможному) живому существу или, скорее, материи на Земле постоянно стремиться к своей форме и актуализации (действительности) позволяя всему живому рождаться, умирать, и затем перерождаться в/для иной формы жизни. И все эти процессы зависят от недвижимых вечных субстанций, которые в свою очередь подчинены совершенному Богу. Эти три вида сущностей, представленных Аристотелем, не являются серией несвязных эпизодов как плохая трагедия: οὐκ ἔοικε δ᾽ ἡ φύσις ἐπεισοδιώδης οὖσα ἐκ τῶν φαινομένων, ὥσπερ μοχθηρὰ τραγῳδία [7], и они не являются несвязной грудой как эйдосы или математические вечные числа и сущности Платона, а скорее представляют собой упорядоченное действенное целое с низшими сущностями всецело и причинно зависящими от высшей формы жизни. Таков есть упорядоченный живой космос Аристотеля.
Список литературы:
- Aristotle. Aristotle's Metaphysics. ed. W.D. Ross. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc= Aristot.+Met.+12.1069a &fromdoc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0051
- Beere, J.B. Counting the Unmoved Movers: Astronomy and Explanation in Aristotle’s Metaphysics XII.8. Archiv für Geschichte der Philosophie 85 (1):1-20. 2003.
- Grant E. Science and Religion, 400 B.C. to A.D. 1550: From Aristotle to Copernicus. Greenwood Guides to Science and Religion. Westport, Conn.: Greenwood Press, 2004.
- Lloyd G. E. R. Chapter 8. In Aristotle’s Metaphysics Lambda. Eds. Michael Frede and David Charles. Oxford. 2000.
- Mendell H. Eudoxos of Knidos (Eudoxus of Cnidus): astronomy and homocentric spheres. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://web.calstatela.edu/faculty/hmendel/Ancient%20Mathematics/Eudoxus/Astronomy/EudoxusHomocentricSpheres.htm
- Mendell H. Ancient & Medieval Traditions in the Exact Sciences: Essays in Memory of Wilbur Knorr. Stanford, Calif.: CSLI Publications, Center for the Study of Language and Information, 2000.
- Аристотель. Метафизика. пер. с греч. / под ред. С. Васильченко. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.ru/POEEAST/ ARISTOTEL/metaphiz.txt_with-big-pictures.html#133
- По собранию сочинений Аристотеля в 4-х томах. Том 3, пер. с древ. греч. / под ред. В.П. Карпова. Москва, "Мысль", 1981г. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.astro-cabinet.ru/library/Aristotel/ Aristotel_fv1.htm
Комментарии (3)
Оставить комментарий