Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 июня 2019 г.)

Наука: Политология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зайцева Е.В. ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(77). URL: https://sibac.info/archive/social/6(77).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 17 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зайцева Екатерина Валерьевна

студент 2 курса, факультет Государственное и муниципальное управление, Уральский институт управления - РАНХиГС,

РФ, г. Екатеринбург

Идеология государства играет важную роль в формировании политики государства. Идеология формирует культуру, ценности и мировоззрение людей, как управленцев, так и управляемых. Идеология включает социально-политическую жизнь и формирует социальный быт государства. Идеологическое управление зависит, прежде всего, от идеи управления, целеполагания и оценки обществом власти. Идеология диктует обществу социальный быт, миссию человека в обществе и в целом понимание человеком его функции и роли в государстве, а так же как государство будет оказывать воздействие на человека в целом. Но стоит помнить о том, что идеология – это инструмент общественной жизни, но никак не политической.

В современной России по Конституции ст. 13 п. 2 «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», но мы не можем отрицать тот факт, что государственное управление придерживается определенной идеологии. Чтобы не быть «голословным», обратимся к структуре идеологии и проецируем их на Российскую Федерацию.

Прежде всего, идеология формирует мировоззрение человека, т.е. затрагивает духовную сферу жизни общества. В данном случае идеология  будет объяснять человеку его место в мире, государстве и его роль.  Так же она будет формировать ценности общества, социальные группы по отношению к деятельности человека и т.д. Во-вторых, на основе построенного мировоззрения будет формироваться социальная и политическая сфера общества, оно будет выражаться в теориях, убеждениях и т.д. по которых в дальнейшем будет жить общество. Соответственно, от политической сферы будет зависеть и экономическая сфера, потому что политическая и экономическая сфера зависят друг от друга. Далее если общество «построено», как башня из конструктора «лего», то теперь нужно утвердить те нормы, по которым будет жить эта башня, а значит, следующий элемент идеологии - это право. Но не стоит забывать, помимо, правового регулирования еще и эстетического/нравственного, ведь общество должно понимать «что можно делать, чего нельзя, что добро, а что зло?». После того как идеология сформирует некую мораль, она будет формировать свои идеалы (идеалы красоты,  идеалы человека, мира и государства). Ценностный элемент – это элемент- инструмент, которым в дальнейшем государство регулирует поведение граждан, а так же формирует культуру. Но не стоит забывать, что государство- это «организм», как любой организм, он должен иметь цель.  Куда будет стремиться государство, что будет через 5,10 лет, а какая идеология будет дальнейшем, это еще один элемент идеологии. Но чтобы осуществлять цель, должны быть методы прихода к ней, таким образом, последний элемент идеологии - это методы и решение поставленных целей. Таким образом, идеология формирует все сферы жизни общества, а так же внутренний мир личности и государства.

После рассмотрения элементов, логично, спроецировать их, на современное государство – Российская Федерация. Россия не имеет определенной идеологии. [1]. «Российская Федерация идет в русле общемировых тенденций – движение от моноидеологии к идеологическому плюрализма, однако реальное формирование общества идеологического плюрализма в России идет крайне противоречиво и сопровождается рядом негативных моментов.» Но если основываться на утверждении В.Б. Исакова, то тогда какая идеология сформировалась за 27 лет в Российской Федерации? Как сформированы сферы общества? А главное как сформировано мировоззрение человека и на базе чего оно формировалось?

Чтобы понять современную идеологию России, рассмотрим гипотетические модели идеологии в современной России и найдем более правдоподобную и более приближенную к реальности модель. Думаю, глупо говорить об отсутствии определенной идеологии или об ее части в России.

Начнем с одной из самых популярных моделей - «Современная Россия- это возвращенная Российская империя». Прежде всего, нужно понять причину, почему были навеяны такие мысли? Прежде всего, общественная мысль опирается на положительные факты прошлого. Российская империя- это сильное военное государство, угрозы которого бояться остальные государства. Если проводить параллели, то картина современной России очень схожа. «На сегодняшний момент мы сильнее любого потенциального агрессора, любого», - отметил в своей речи В.В. Путин. Следовательно, современная Россия действительно схожа с Российской империей во внешней политике. Как и Российская империя, Россия не выступает в роли агрессора, но в это, же время расширяет свои территории зачет договоров или хитрой и продуманной политики, примером такой хитрости и расширением территории является феномен присоединения Крыма к составу Российской Федерации.  Ещё одной причиной формирования общественной мысли об императивной идеологии является почти бессменность Главы государства. Думаю, будет логично сказать, что современная Россия очень схожа с империей, но империей Петровской, когда престол передается в связи с наказом царя. Вспомним 31 декабря 1999 год, обращение президента РФ- Б.Н. Ельцина «Я принял решение. Я ухожу. В соответствии с Конституцией, уходя в отставку, я подписал указ о возложении обязанностей президента России на председателя правительства Владимира Владимировича Путина. В течение трех месяцев он будет главой государства…», а теперь сравним Указ о Престолонаследии 1722 г. «Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет..»[2]. Таким образом, современная Россия вернулась к престолонаследию, а значит, переняла черты Империализма. Но не стоит забывать о том, что у власти В. В. Путин уже более 18 лет, и смена Президента произошла только один раз, не можем ли и здесь мы провести параллель с империей? [3] «Вполне очевидно, что в современных условия жизнеспособным является только один путь возрождения российской государственности - имперское строительство. Русский народ через революции и искушения демократией, возвращает нацию на имперский путь…». Так же схожесть идеологий есть не только в политической сфере, но и духовной, откуда и берет истоки сама идеология. Возвращаясь к работе В.Б. Исакова можно отметить его высказывание о том, что в России формируется «русский фашизм», иными словами, национализм приобретает все большую силу. Если сравнивать Россию и Российскую империю, то здесь опять же можно найти сходства: и там и там угнетаются национальные меньшинства. [4]. «Русские должны были занять в ней господствующее положение как нация, подобно положению французов или британцев в «их» империях…». Таким образом, идет схожая картина в сознании людей и в Российской империи и в современной России. Таким образом, подводя итог вышесказанного, современная Россия имеет «отголоски» Российской империи, но империей мы назвать тоже не можем из-за отсутствия экономического и военного потенциала: внешний долг, 15-е место России в мировой экономике, 13- е место по объему ВВП и т.д. Таким образом,  современная Россия может прийти к империализму, но на данному этапе она неспособна быть «Великой Империей» по мимо объективных экономических причин, но также из-за субъективных причин: в сознании людей уже сформирована склонность к демократии, особенно у молодого поколения, т.е. уход от «батюшки-царя» дал о себе знать и человек «Новейшего времени» уже не захочет быть под гнетом элиты.

Еще одна гипотетическая модель Современной России – это Россия, как отголоски Советского Союза Социалистических Республик. Здесь так же есть факты, подтверждающие эту общественную мысль. Конечно, никто не говорит о том, что Россия- это коммунистическое государство, где экономика строится на принципе «от каждого по возможности, каждому по потребности». Начнем так же с территориального признака: СССР- это договорная республика, т.е сформирована она была путем заключения договора с различными республиками; современная же Россия была образована тем же самым способом, т.е. заключением договора с субъектами государства. Что касается внешней политики, то здесь мы опять видим сходство с СССР. В XX веке Советский Союз считался агрессором и не входил в международные организации, а если и входил, то быстро терял свой авторитет и выходил из состава (Лига Наций). В современной России мы видим ту же самую ситуацию: Россия считается агрессором, недавнее заявление президента Соединенных Штатов Америки, о том, что Россия является врагом, еще раз подтверждает вышесказанные слова. Так же современная Россия не входит в состав некоторых Европейских организаций, обобщая, ситуация проецирует положение СССР 50 лет назад. Что касается экономической сферы жизни общества, то здесь так же идут общие признаки: на данном этапе для России главный экономический источник – это производственные силы, так же как и для СССР. Как говорил Б. Немцов: «Путин демонстративно спекулирует на чувстве ностальгии по- советским временам». И это имеет фактическое подтверждение: в 200 г по решению В.В. Путина было принято решение возродить советский государственный гимн, он не изменился в мелодии, но немного поменял слова. Далее один из ярких признаком СССР – это  отсутствие партийной альтернативы в нашем случае, «Единая Россия», где большинство государственных служащих- это именно её сторонники, конечно, мы не можем говорить именно об «отсутствии альтернативы», она, конечно, есть, но с оппозицией ведаться целые «войны»: заведение уголовных дел, заключение под стражу, фальсификация голосов – все это так же отголоски СССР- борьба с диссидентами. Еще один неоспоримый признак- это контроль над средствами массовой информации. Трудно отрицать тот факт, что сейчас СМИ контролируется государством: блокировка мессенджеров, так же телевизионные каналы, сейчас, это инструмент выражения идей государства. Еще одна интересная современная тенденция современной России - это создание культа Путина. Олег Панфилов в своем интервью говорит о странных методах создания культа Путина, но, не смотря на эти методы, культ быстро набирает силу и действительно имел быстрое развитие.  Но мы так же не можем говорить о том, что современная Россия – это ностальгия по советскому государству. Во – первых, с точки зрения управленческой модели - Россия есть демократическое государство, т.е. разделение властей, наличие легальных и легитимных выборов, чего нет в СССР. Так же современная Россия хоть и не склоняет к определенной религии, но не отменяет её, как было в СССР. Современная Россия - это государство, постоянное на базе Совествкого Союза, но которое его не повторяет.

Тогда встает логичный вопрос, если современная идеология России – это не возвращение к прошлому, то тогда, что она представляет собой? И существует ли вообще российская идеология или она некий феномен?

Я думаю, что в современной России нет государственной идеологии управления. Это наш камень преткновения, но и наше достоинство.

Во-первых, после падения СССР, коммунистическая идеология прекратила своё существование, на смену ей не пришла новая. От этого и начали появляться новые общественные мысли, как например, приведенные выше. Общественное сознание заполняется догадками, мифами, своими теориями, которые могу и не иметь обоснований.

Во- вторых, прекращение существования Советского Союза, а так же поражение в идеологической борьбе « капитализм-коммунизм» породило за собой общественное расстройство, т.е. никто больше не хочет продолжать борьбу за идеологию, скорее всего, цель современного общества - это восстановление после событий XX века.

В- третьих, если нет общей цели, то её не обязательно и достигать, это очень удобно для государственных властей, так же политические решения теперь не зависят от идеологии, а значит, политическая власть не подчиняется ничему, кроме закона, который так же не основывается на государственной идеологии.

«Единая Россия» выступает в роли правящей партии, но и итоге, не основывается на идеологии, а значит, политические решения не имеют идеологической логики. Таким образом, «Единая Россия» - это не профессионалы, объединенные одной идеологической идеей, а люди, стремящиеся к власти любой ценой.

Что касается мировоззренческой функции, то здесь из-за отсутствия идеологии, из образцового гражданина пытаются сделать «образцового гражданина, который полностью соглашается с решением власти и имеет «антиамериканские настроения». Таким образом, отсутствие государственной идеологии, это большой риск возникновения новых волнений на фоне идеологической борьбы.

Но за основу своих решений, правовых норм, создание ориентиров и ценностей, выбор целей для государственного управления, власти принимают идеалы, поставленные еще в 1993 году Б. Н. Ельциным. Ельцин за основу нового демократического строя принял такие идеалы: свобода, права человека, справедливости, честности и демократии. В соответствии с этими нормами и идеалами властью были проведены новые реформы.

Если сравнивать зарубежные государства, которые гарантируют гражданам свободу идеологии можно сделать вывод, что, её посторенние и даже существование должно быть основано на нескольких базисных явлениях: свободная экономика, государство принимает участие в экономике посредством правовой деятельности и правовое государство К сожалению, Россия только стремится к этим принципам, почти 60 % собственности России принадлежит государству, а, следовательно о свободе рынка говорить невозможно, также, Россия имеет смешанную экономику, что означает, что государство не только принимает участие в экономике, но и регулирует, даёт вектор развития, а следовательно, является главным участником рыночных отношений.

Таким образом, современное государственное управление только встает на путь либерализма, но при этом говорит об отмене моноидеологии, создавая при этом кучу вопросов и недосказанности. Возможно, что при появлении общегосударственной идеологии, сферы жизни начнут меняться, но на данном этапе современное государственное управление базируется на управлении советского государства и Российской империи, при этом как главные принципы управления утверждает европейские идеалы. Поэтому можно говорить о том, что в современной России проложен путь к либерализму, осуществить который будет крайне тяжело из-за фундамента прошлого.

 

Список литературы:

  1. Исаков В.Б. Электронная библиотека. Взаимодействие идеологии и права в государственном управлении. [Электронный ресурс] URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Isakov_pravo.pdf (Дата обращения:18.11.18)
  2. Полное собрание законов Российской империи Собрание 1-е. Т.VI. СПб., 1830. С. 496-497. [Электронный ресурс] https://www.runivers.ru/lib/book3130/ (Дата обращения:18.11.18)
  3. Марчуков А. Н. Электронная библиотека. Перспективы развития современной России: имперский путь или национальное государство. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-sovremennoy-rossii-imperskiy-put-ili-natsionalnoe-gosudarstvo (Дата обращения: 18.11.18).
  4. А. Миллер. Электронная библиотека. Империя и нация в воображении русского национализма. [Электронный ресурс] http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=296867 (Дата обращения:18.11.18)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 17 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Любовь 25.06.2019 17:09
очень содержательно и интересно

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.