Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 декабря 2019 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОВРЕМЕННАЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА (КЕЙС Г. АЛМАТЫ)
Введение. В современном мире общество никогда не стоит на месте и постоянно происходящие процессы развития затрагивают абсолютно каждую сферу нашей жизни, необратимо меняя их из года в год, и это, конечно же, касается отношений, складывающихся в браке и семье. Например, в нынешней ситуации можно отчетливо просмотреть увеличение среднего возраста, когда люди вступают в брак; количество разводов каждый год неумолимо растет; традиционный семейный институт начинает ослабевать в некоторых странах, о чем свидетельствуют начинающие набирать популярность однополые браки.
Женщины все чаще берут на себя роли мужчин в семейно-брачных отношениях, а мужчины становятся женоподобными. Такое понятие, как сожительство, являясь обязательным фактором перед бракосочетанием у современной Казахстанской молодежи, а порой и вовсе его заменяющее, свидетельствует о том, что закрепившиеся правила, нормы и обычаи начинают изменяться.
Кроме того, брачно-семейные отношения не являются только объектом модернизации всего общества, но также и субъектом в силу того, что семья является ключевым звеном всей системы общественности, выполняя функции воспроизводства населения и сохранения огромного этнокультурного наследия, что несомненно имеет ключевую важность в демографической политике Казахстана, полиэтнической республики; отдельного внимания заслуживают моноэтнические и полиэтнические браки и отношение к ним в современной молодежной культуре.
Так как семья – это основополагающий аспект социально-культурного развития, прямо влияющий на динамику экономики и планирование курса каждого государства, вопрос исследования брачно-семейных отношений всегда будет иметь свою актуальность и востребованность.
Материалы и методика. В процессе исследования, для того чтобы правильно составить картину представлений о семейно-брачных отношениях современной молодежи Алматы, нами был проведен социальный опрос. Возле главных университетов города (UIB, КазНУ им. Аль-Фараби, КазНИТУ им. Сатпаева, Нархоз, КазНМУ им. Асфендиярова) мы задали всего два вопроса нескольким десяткам студентов, попросив назвать их только имя и возраст: «Какое место у вас в жизни занимает институт брака и семьи?», «Как вы думаете, что чаще всего является причиной для разводов в Казахстане?».
В результате, среди основных факторов, влияющих на культуру семейно-брачных отношений, указано следующее:
- физическое и психическое здоровье. Так одни из опрашиваемых отметил, что «…люди сейчас морально слабые, они не делают упор на ум или здоровую психику, сейчас ведь ''важнее'' сделать упор на внешние черты и сексуальность человека» (Камиль, 20 лет).
- финансовые трудности
- бесплодие
- ранняя половая жизнь
- необдуманные браки (поспешные), не серьезное отношение к институту брака
- давление со стороны родителей и родственников, вмешиваются в жизнь молодой семьи
- измена, агрессивное поведение со стороны одного из партнеров
Из 100% опрашиваемых, 98% относятся к институту семьи и брака отрицательно, 1% считают это обязательством, 1% - полагают что потребность в институте семьи на сегодняшний день отпала.
Ниже представлены лучшие мнения:
«Для меня, откровенно говоря, семья и брак это не самое важное в жизни…
Разводов много, потому что у людей меняются ценности с годами, под разными обстоятельствами. Во всем всегда виноваты оба, да и найти свое из 7-8 млрд человек не так просто. Век интернета, где каждый может встретить человека лучше в каком-то или всех планах, а не как раньше в одном селе и выбирай себе. Так же это связано с обязательствами каждой пары перед друг другом и своей семьёй, кто-то не может по каким-то причинам соответствовать, в чем-то не согласны…» (Даяна, 19 лет).
«Семья для меня - это больше чем просто любовь двух людей, это дружба и любовь, пронесённые сквозь годы, это дети, это забота о близких, это трудности, прожитые вместе, это любовь, поддержка и уважение, ни смотря ни на что...Разводы у нас в последнее время чаще всего среди молодежи, потому что браки не обдуманные, нет уважения друг к другу, сейчас все со своими принципами, амбициями, у всех эго. Много бесплодных, много людей которые с маленьким доходом, на который семью не прокормишь (Полина, 19 лет).
«Брак и семья для меня разные понятия. Брак может быть заключен в разных целях (может быть фиктивным), но семья- это нечто большее. Семья - это люди, которые любят, друг друга несмотря ни на что.
Что касается разводов в нашей стране, то на мой взгляд, это связано с тем, что не все подростки умеют правильно предохранятся. Подростки стесняются и боятся покупать презервативы, не знают, как правильно этим пользоваться. Так же это связано с нашим менталитетом. У нас есть такое понятие, как "уят" (стыд), что провоцирует молодых людей на браки в столь юном возрасте, после чего они не могут жить вместе и разводятся (Алина, 18 лет).
Ну семья это для меня человек или же люди, к которым можно подойти с проблемой, когда угодно и поговорить об этом. Брак, я считаю, это обязательство (Никита, 22 года).
Ну семья и брак, это осознанный шаг каждого взрослого человека, но факт в том, что тебе нравится момент с человеком и ты не думаешь, что будет потом, вопрос двух сторон, как договор. Но сути многие не понимают, поэтому развод - это обычное дело. И тут вообще вопрос стоит о психологических потребностях человека. Под потребностями, я имею ввиду про моральную устойчивость двух сторон и о личном пространстве (Кадырбек, 19 лет) [1].
На первом месте среди причины разводов, на которые указывает каждый пятый студент Вузов г. Алматы – не умение мириться с недостатками друг друга (20%), отсутствие любви (быстро прошли чувства друг к другу) – (21%). Следующей причиной разводов относится финансовые проблемы и вмешательство родственников в семейно-брачные отношения молодых – (37%), измена – (18%), наркомания и алкоголизм - (4%) [1].
Ниже представлены по нескольким позициям правовые аспекты условий заключения брака в таких странах Европы, как: Германия, Греция, Дания. Азии: Сингапур, Китай, Индия.
Таблица 1
Cравнение требований национального законодательства стран к заключению брака
Страна |
Брачный возраст |
исключения |
Запрет(ы) вступления в брак |
Однополые браки |
Документы для регистрации браков |
Германия |
18лет; |
16 лет -с разрешения суда и согласия родителей |
Если пара состоит друг с другом в прямом родстве (например, отец и дочь) или являются родными братьями и сестрами. Оба или один из будущих супругов уже состоят в браке. Оба или один из будущих супругов не является совершеннолетним |
Разрешены с 30 июня 2017 года |
Заявление в ЗАГС Свидетельство о рождении, паспорт или иностранный паспорт, Справка из стола прописки. |
Греция |
18 лет
|
Если раньше 18-ти лет, необходимо разрешение суда |
Если пара является кровными родственниками, или один из них состоит в браке. |
Не разрешены |
Свидетельство о рождении заверенное печатью. Апостиль и переведенное на греческий язык в МИД Греции. Ксерокопия вида на жительство, визы. Ксерокопия паспорта. Объявление о браке в местной газете. Пошлина. |
Дания |
18лет
|
15 лет - льгота,«Kongebrev» |
Брак не заключается, если пара является родственниками. Если один из них состоит в браке |
Разрешены с 7 июня 2012 года |
Паспорт, документы о семейном положении, рождении, о месте проживания. |
Казахстан |
18лет
|
16 лет с согласия родителей Брачный возраст снижают на 2 года при таких условиях: беременность, рождение общего ребенка |
Брак не заключается между лицами одного пола; родственниками; если один из них состоит в браке; усыновителями и усыновленными |
Не разре- шены |
Заявление, уд.личности, свид-во расторжении брака, если брак повторный, при наличии свид-во о рождении детей, для иностранцев-документы о брачной правоспособности и уд.личности. |
Сингапур |
20 лет
|
18 лет-с согласия родителей; после 18- со специальной брачной лицензией |
Брак не может быть заключен если хотя бы один уже состоит в другом зарегистрированном браке; между кровными родственниками |
Не разре- шены |
Паспорт и свидетельство о рождении, гос.пошлина, лица, ранее состоявшие в браке, обязаны также предоставить документальное подтверждение того, что они вправе снова заключить брак |
Китай |
22-мужчины; 20-женщины |
|
Состояние здоровья, брак с родственниками |
Не разре- шены |
Все документы должны быть на китайском языке, паспорт с визой, три фотографии пары, вступающей в брак в определенном формате |
Индия |
21-мужчины; 18-женщины |
мусульманские женщины могут вступать в брак в 15 лет |
Если один из них уже состоит в браке, брак заключенный между индуистом и христианкой не может быть заключен |
Не разре-шены
|
Документ, подтверждающий дату рождения, справка с места жительства, фото обоих и фото со свадьбы, сертификат от священника, который заключал брак |
Из данных таблицы мы видим, что понимание института брака и семьи в странах мира не одинаковое. Такие страны, как Германия и Дания признают брак между лицами одного пола, что в Казахстане запрещено. Брачный возраст примерно везде одинаков, исключение Китай, где брачный возраст выше. На брачный возраст влияет также религиозная принадлежность.
Результат. Сегодня происходит переход от патриархальной модели строения семьи к более современной светской семье, строящейся на принципах равенства и обоюдного выбора партнера. Патриархальная семья постепенно теряет свои позции. Представление о браке как союзе мужчины и женщины постепенно трансформируется в более широкое представление как о союзе между мужчиной и мужчиной и женщины с женщиной.
Количество браков за первый квартал 2019 года составило по РК 27,9 тысяч — на 1,8% меньше, чем в первом квартале прошлого года. Доля браков в городской местности составляет 67%, или 18,7 тысячи, что на 1% больше, чем в прошлом году. В сельской, соответственно, их доля равна 33%, или 9,2 тысячи — на 7,1% меньше по сравнению с первым кварталом 2018 года [2].
Количество разводов также сократилось: на 2,7%, до 13,1 тысячи, при этом чаще всего разводятся городские жители. Доля городской местности составила 74,3%, или 9,7 тысячи разводов, что на 3,8% меньше прошлогоднего показателя. Количество разводов в сельской местности выросло на 0,6%, до 3,4 тысячи, доля от РК составила 25,7% [2].
В целом за прошлый год количество браков составило 137,8 тысячи — на 2,8% меньше, чем в 2017 году. Доля браков в городской местности за год выросла с 68,3% до 69,6%, в сельской, соответственно, сократилась — с 31,7% до 30,4% [2].
За 2018 год было зарегистрировано 54,8 тысяч разводов — на 0,3% больше, чем в 2017-м. Три четверти разводов произошло в городах (годом ранее — 74,6%), на сельскую местность приходится лишь 25% (годом ранее — 25,4%) [2].
В первом квартале 2019 года самое большое количество браков зарегистрировано в Туркестанской области и Алматы: более чем по 3,4 тысячи. Замыкает тройку лидеров Алматинская область: 3 тысячи браков. Из 17 регионов РК только в 2 наблюдался рост количества браков: в Алматы (на 7,4%) и Актюбинской области (на 3,5%) [2].
По количеству разводов лидируют также Алматы (1,7 тысячи) и Алматинская область (1,4 тысячи), на третьем месте Карагандинская область (1,2 тысячи).
Рисунок 1. Количество разводов по Казахстану
Количество разводов выросло в 5 из 17 регионов РК: в Акмолинской области — на 6,7%, в Актюбинской — на 6,1%, в Жамбылской — на 5,7%, в Алматы — на 3,1%, в Нур-Султане — на 2% [2].
Тенденция снижения интереса к официальному браку прослеживается в мире. В частности, в Европе, где до последнего времени лишь во Франции и скандинавских странах показатели рождаемости внебрачных детей были высокими, теперь эта тенденция распространяется и на другие страны. Но этот показатель зафиксирован не только в европейских странах. Одним из регионов, где рождаемость детей вне брака выросла, стала Латинская Америка. При этом почти 60% детей, рожденных вне брака, живут не с матерью-одиночкой, а именно в семьях, где родители не состоят в официальных отношениях, что означает тенденцию роста «гражданского» брака.
Дискуссия. Традиции давали условия для утверждения семьи как ячейки общества. Уважение к старшим, поддержка младших до становления на ноги, определенная роль женщины как вдохновителя мужчины и хранительницы очага, роль мужчины как добытчика и защитника, пример родственников и т.д. – все содействовало тому, чтобы эта ячейка сохранялась, что являлось условием выживания. Эти простые архаичные понятия не потеряли актуальность и сегодня.
Что же происходит сейчас? Без традиционных семейных ценностей вырастают «недолюбленные» дети, неполноценные личности. Из таких семей выходят «папины дочки» и «мамины сынки», которые и сами становятся родителями. Дети, выросшие в таких семьях, не видят в них родителей. А эти взрослые люди на уровне души – два ребенка. Еще одна установка, распространенная сегодня среди молодежи – ориентированность на внешние формации. На внутренний мир смотрят единицы. Чтобы создать семью, человек должен представлять собой что-то, кроме оболочки. Внешне привлекательные, но пустые люди, как зеркала отражают то, чего внутри нет.
Причины разводов очень сильно изменились за последние десятилетия из-за изменений в социальной сфере, ценностях молодежи и т.д. Развод сегодня не воспринимается как трагедия, он все чаще становится нормой.
Список литературы:
- Материалы социологического опроса (октябрь 2019 года) среди студентов Вузов г. Алматы о современной семейно-брачной культуре. Опрос провели студенты 2 курса специальности «юриспруденция» Университета Международного Бизнеса г. Алматы.
- https://zonakz.net/2019/06/24/braki-i-razvody-2019-god/
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий