Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Неделько К.И., Левцова Е.А. КОМИКСЫ В СССР // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info/archive/social/11.pdf (дата обращения: 28.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОМИКСЫ  В  СССР

Неделько  Константин  Игоревич

студент  2  курса,  геолого-маркшейдерское  отделение  БПК,  г.  Благовещенск

E-mailnk_333@mail.ru

Левцова  Евгения  Анатольевна

преподаватель  общественных  наук  БПК,  г.  Благовещенск

 

Почему  я  взял  именно  эту  тему?  Дело  в  том,  что  сама  мысль  о  влиянии  такого  незначительного  вида  искусства  как  комиксы,  на  огромную  страну  с  жесткими  идеологическими  взглядами,  показалось  мне  довольно  интересной  и  даже,  в  некоторой  степени,  несерьёзной  темой.  Начав  изучать  все  возможную  информацию,  я  понял  что,  как  и  многие  люди  недооцениваю  вклада  комиксов  в  развитие  общества,  не  только  советского,  но  и  мирового.  Именно  поэтому  цель  моей  работы  заключается  в  том,  что  бы  доказать  важность  вклада  комиксов  в  развитие  человечества  на  примере  советского  общества.

Для  начала,  давайте  разберемся,  что  же  вообще  представляют  собой  комиксы,  которые  в  обществе  считаются  исключительно  детской  литературой.  Слово  комикс  произошло  от  английского  слова  “comic”  в  переводе  означающее  смешной,  появилось  оно  в  конце  XIX  века  в  США,  им  обозначали  серии  рисунков  с  краткими  текстами,  образующими  связное  повествование,  как  правило,  печатались  они  в  газетах.  Однако,  изображения  с  сюжетом,  появились  задолго  до  того  как  они  получили  своё  современное  название.  За  истоки  комиксов,  можно  взять  наскальную  живопись  наших  предков,  ведь  они  не  обладали  достаточно  развитым  языком,  для  того  что  бы  рассказать  своим  потомкам  о  своих  достижениях.  И  всё  же  официально,  первые  комиксы  появились  в  Испании,  как  правило,  на  религиозную  тему.  Со  временем  этот  жанр  развивался  и  занял  отдельную  нишу  в  области  литературы. 

По  сути,  комиксом  называют  единство  визуального  действия  и  повествования.  В  книге  «Суть  комикса»  (автор  Скотт  МакКлауд)  комикс  еще  определяется  как  последовательные  изображения  или  смежные  рисунки  (другие  изображения)  расположенные  в  смысловой  последовательности.  Комиксы  бывают  нескольких  видов.  К  примеру,  принято  разделять  их  на  обычные  и  «немые»  (в  которых  картинки  не  сопровождаются  текстом,  и  которые  построены  по  принципу  интуитивного  понимания  сюжета).  В  обычных  комиксах  текст  может  быть  оформлен  несколькими  видами  —  описание  в  кадре,  описание  под  кадром  (или  сбоку)  и  текст  в  филактере  (его  еще  называют  словесным  пузырем),  обычно  означающий  речь  персонажа.  Комиксы  также  принято  разделять  по  стилю  рисования,  литературному  жанру,  национальному  признаку  (к  примеру,  японские  комиксы  —  манга,  корейские  —  манхва  и  так  далее).  В  комиксы  переводят  даже  произведения  классической  литературы.  Самыми  распространенными  видами  комиксов  считаются  приключенческие  и  карикатурные.  Часто  рисунок  в  комиксе  может  иметь  некоторую  долю  условности,  что  значительно  упрощает  удобство  читательского  восприятия.

Первые  советские  комиксы  появились  во  время  гражданской  войны  в  виде  серии  агитационных  плакатов  называемых  «Окна  РОСТА».  Такой  выбор  был  не  случайным,  дело  в  том,  что  безграмотный  народ  лучше  поддавался  пропаганде  поданной  через  яркие  изображения  с  броскими  призывами,  часто  в  стихотворной  форме,  для  лучшего  запоминания.  Они  изготавливались  вручную  по  специально  заготовленным  трафаретам.  Так  появились  образа  примерного,  советского  красноармейца,  рабочего,  крестьянина  и  отрицательный  образ  буржуя  и  тунеядца.  Над  плакатами  работали  многие  знаменитые  художники,  такие  как  В.  Маяковский,  Д.  Моор,  М.  Черемных.  В  некотором  смысле  комиксы  появились  вместе  с  СССР,  они  были  тем  мостом,  через  который  партия  общалась  с  народом,  и  который  помог  становлению  советского  союза.  Он  стал  тем  оружием,  которым  боролись  с  нежелательными  элементами  внутри  страны. 

После  войны  необходимость  в  агитации  отпала,  однако  комиксы  как  жанр  полюбился  народу  и  их  стали  использовать  читательские  издания,  не  только  детские,  но  и  для  старшего  поколения,  примером  таких  изданий  могут  служить  детские  издания  «ЕЖ»,  «ЧИЖ»,  «Мурзилка»  или  сатирические  журналы  для  взрослых  «Крокодил»  и  «Смехач».  Они  выглядели  как  небольшая  книжка  из  бумаги  плохого  качества  и  были  полностью  черно-белые,  однако  даже  при  этом  скупались  за  считаные  часы.  Особенную  популярность  получили  комиксы  датчанина  Херлуфа  Бидструпа,  который  в  своих  работах  «обличал  язвы  и  пороки  капиталистического  общества».  Его  карикатуры  и  комиксы  часто  печатали  в  газетах,  но  были  и  те,  кому  посчастливилось  приобрести  его  художественные  альбомы.  Тематика  его  работ  была  разная,  от  политики  до  простого  человеческого  быта.  Рисовал  он  их  в  простом  стиле  понятном  всем  независимо  от  возраста  и  национальности.

Если  полистать  любой  учебник  истории,  то  можно  проследить  закономерность  существования  всех  великих  государств,  все  они  имели  сильных  внешних  врагов,  которых  они  покоряли,  и  все  распадались  из-за  внутренних,  то  же  произошло  и  с  Советским  Союзом.

В  сентябре  1941  Советский  Союз  вступил  в  войну  с  Фашистской  Германией  на  стороне  Союзников,  и  комиксы  снова  начали  использовать  для  агитации  народных  масс.  И  хотя  в  Великую  Отечественную  войну,  в  отличии  от  гражданской  войны,  СССР  использовал  комиксы  для  пропаганды,  инициатива  создания  подобных  комиксов  исходила  от  самих  художников.  Агитационная  функция  плаката  требовала  от  него  ярких  форм  выражения  негативных  характеристик  врага.  Такими  формами  стали  острые  сатирические  рисунки  и  колкие  лозунги.  Партии  и  народу  эта  идея  понравилась  и  вскоре  во  многих  городах  по  всей  стране  появились  заводы  и  мастерские,  выпускавшие  такие  плакаты.  Фашистская  армия  и  её  лидеры,  стали  настоящей  мишенью  для  художников  того  времени.  Все  комиксы  делали  вручную,  по  специальным  трафаретам,  а  после  они  распространялись  по  стране,  а  также  отправлялись  за  границу,  где  их  показывали  на  выставках  и  печатали  в  газетах.

В  то  же  нелегкое  время  появились  первые  стереоскопы,  они  выглядели  как  очки  в  которые  вставляли  диафильм  или  специальную  картонку  с  изображениями.  Их  часто  использовали  в  парках  культуры,  клубах  и  даже  для  обучения  на  лекциях  и  всё  же  чаще  всего  их  использовали  дети  для  просмотра  комиксов.  В  некотором  смысле,  Советские  дети  были  первыми,  кто  увидел  изображение  в  3D  (3D  —  это  изображение  в  трех  измерениях,  кажущееся  объёмным).  Иногда  диафильмы  отправляли  партизанам  в  немецкий  тыл,  для  поддержания  морали  и  боевого  духа  солдат,  сюжеты  таких  диафильмов,  как  правило,  были  о  немецких  солдатах  пытающихся  поработить  советский  народ  и  получающих  решительный  отпор.

9  мая  война  закончилась,  и  еще  недавние  военные  союзники  начали  открыто  показывать  свою  неприязнь  к  СССР.  В  связи  с  этими  событиями,  направленность  комиксов  меняется,  их  сюжеты  теперь  высмеивают  западное  общество.

Детские  комиксы  послевоенных  времен,  как  правило,  повествуют  о  приключениях  одного  или  нескольких  главных  героев,  некоторые  из  которых  обладали  какой-нибудь  сверх  способностью,  и  всё  же  основной  акцент  делался  на  дружбу,  взаимовыручку,  честность  и  доброту.  Жаль,  но  в  современных  комиксах  такое  можно  увидеть  довольно  редко.  Думаю,  не  секрет,  что  почти  каждый  Советский  мальчик  хотел  стать  космонавтом,  отчасти  в  этом  есть  и  заслуга  комиксов.  В  1961  году,  когда  Ю.  Гагарин  на  космическом  корабле  «Восток  1»  впервые  в  истории  человечества  совершил  полет  в  космос,  эти  события  быстро  подхватили  художники,  и  главные  герои  комиксов  начали  бороздить  просторы  Вселенной  и  заводить  друзей  среди  инопланетных  рас.  Вообще  художники  того  времени  могли  заинтересовать  читателя  не  только  хорошей  прорисовкой  и  яркими  цветами,  но  и  действительно  качественными  сюжетами,  и  в  этом  им  помогали  достижения  человечества.  Так  же  их  часто  использовали  в  журналах  в  качестве  инструкции,  что  бы  объяснить,  как  самому  сделать  ту  или  иную  вещь.  Особую  популярность  среди  таких  журналов  получил  «Юный  техник».  Он  был  рассчитан  на  самый  широкий  круг  читателей,  побуждая,  каждого  кто  его  прочитает,  к  научному  творчеству,  а  так  же  помогал  школьникам  с  выбором  профессиональной  ориентации.  По  названию  этого  журнала  были  даже  выпущены  специальные  значки,  которыми  партия  награждала  пионеров  за  активное  участие  в  технических  кружках.  Думаю  и  так  понятно,  что  получить  такую  награду  было  тяжело,  поскольку  партия  никого  просто  так  не  награждала,  и  это  только  увеличивало  его  ценность.  И  все  же  лидерами  продаж  среди  комиксов  послевоенных  времен  были  комиксы  для  самых  маленьких,  например  «Мурзилка»,  уверен,  что  каждый  советский  человек  хотя  бы  раз  видел  или  читал  этот  журнал.

На  смену  Херлуфу  Бидструпу  приходит  другой  великий  карикатурист  Франсуа  Лёжен,  который  в  СССР  был  известен  под  своим  псевдонимом  Жан  Эффель  (производное  от  инициалов  F.L.).  Он  рисовал  агитационные  листовки  еще  во  время  войны,  однако  особенную  популярность  приобрел  в  послевоенные  годы.  Как  правило,  в  своих  карикатурах  и  комиксах  он  обличал  истинное  лицо  освободителей,  показывая  грубость,  невежество  и  насилие  американцев,  хозяйствующих  на  французской  земле.  Он  также  создал  множество  работ  не  связанных  с  политикой,  наиболее  известным  сборником  комиксов  был  «Сотворение  мира»,  в  котором  он  с  иронией  рассказывал,  как  появился  мир,  начиная  от  божественной  задумки  и  до  изгнания  Адама  и  Евы.

Вначале  70-х  комиксы  начинают  проникать  из-за  границы,  их  привозили  тайно,  поскольку  были  они  вне  закона,  как  правило,  в  качестве  подарка  или  для  продажи  на  «черном  рынке».  Стоили  они  очень  дорого  и  продавались  очень  быстро.

В  конце  80-х  цензура  ослабевает,  и  люди  начинают  интересоваться  западной  культурой.  Появляются  видеокассеты  с  голливудскими  фильмами,  а  также  комиксы,  особый  интерес  был  к  комиксам  компании  “MARVEL”.  Что,  в  общем,  не  удивительно,  дети  и  подростки  начинают  больше  интересоваться  западными  комиксами  и  меньше  нашими.  Думаю,  это  заключалось  в  особенности  сюжета,  к  примеру  «Робокоп»,  «Человек-паук»  и  «Бэтмен»,  все  эти  супергерои  по  сюжету  получили  свою  силу  просто  так,  по  случайности,  естественно  все  дети  мечтают  о  какой-нибудь  силе,  которая  помогла  бы  им  решить  все  их  проблемы  или  просто  для  забавы.  К  тому  же  очень  яркие  цвета,  коих  было  предостаточно,  лучше  привлекают  внимание.  И  на  этом  фоне  Советские  комиксы  выглядели  очень  тускло.

Под  закат  Советского  Союза  начался  расцвет  комиксов,  их  печатают  не  только  как  дополнение  к  печатным  изданиям,  они  становятся  настоящим  независимым  жанром  и  выпускаются  в  отдельных  журналах.  Особую  популярность  обретают  журналы  с  детективными  сюжетами,  а  так  же  зарубежные  издания  некоторые  из  которых  перепечатывались  в  нашей  стране.  Наиболее  популярным  отечественным  журналом  тех  времен  был  «Трамвай»  выпускался  он  тиражом  около  2  миллионов,  однако  даже  при  этом  считался  довольно  редким.  Журнал  считался  исключительно  детским,  но  при  этом  в  нём  поднималось  множество  совсем  не  детских  вопросов,  однако  благодаря  своему  детскому  и  абстрактному  взгляду  на  суть  вещей  был  совсем  не  скучным.  Именно  в  нём  множество  негласных  художников  СССР  впервые  публиковались.  Так  же  стоит  упомянуть  о  другом  Советском  журнале  «Как  рисовать  комиксы»  в  нём  авторы  рассказывали  о  европейских  героях  комиксов,  особенностях  стилистики  рисования  западных  художников  и,  конечно  же,  сам  процесс  создания  комиксов  от  задумки  до  графической  обработки.  Так  же  сюжеты  комиксов  тех  времен,  особенно  зарубежных,  брали  из  видеофильмов.  Вообще,  проблем  с  выбором  комиксов  у  людей  тех  времен  не  было,  каждый  мог  найти  себе  что-нибудь  интересное.  Советские  комиксы  тех  времен  значительно  уступали  западным  изданиям  в  прорисовке,  причина  этого  кроется  в  том,  что  большая  часть  Советских  художников,  рисующих  эти  комиксы,  пришла  из  рисования  анимационных  мультфильмов.  Постепенно  Советские  комиксы  американизируются,  однако,  популярность  у  публики  такие  комиксы  не  нашли. 

Из  всего  выше  сказанного  можно  понять,  что  комиксы  были  и  будут  важной  частью  не  только  нашей  страны,  но  и  всего  человечества  в  целом.  Сила  влияния  комиксов  на  простого  человека  просто  необыкновенна,  именно  поэтому  они  до  сих  пор  являются  главным  оружием  пропаганды.  Мне  часто  доводилось  встречать  людей  родившихся  в  СССР  и  состоявших  в  партиях  все  они  предпочитают  социализм,  а  другие  формы  правления,  мягко  говоря,  недолюбливают.  На  сегодняшний  день  во  многих  европейских  странах  введены  специальные  ограничения  на  то,  что  печатают  комиксы,  особенно  это  относится  к  насилию.  Введение  подобных  ограничений  не  случайно,  основаны  они  на  исследованиях  американского  социолога  Т.Ф.  Хоулта,  который  доказал  влияние  комиксов  на  детское  мировоззрение,  проведя  серию  опросов  и  анкетирования  среди  подростков.  В  современном  обществе  герои  комиксов  являются  кумирами  многих  детей,  а  имена  героев  становятся  нарицательными.  С  учётом  всего  этого  можно  уверенно  утверждать,  что  комиксы  в  большей  или  меньшей  степени,  но  повлияли  на  то,  кем  мы  являемся  сейчас.  На  сегодня  нельзя  сказать  однозначно  хорошо  это  или  плохо,  ведь  они  учат  героизму  и  толерантности,  но  при  этом  содержат  довольно  много  жестокости  и  примитивизма.  Еще  несколько  лет  назад  многие  утверждали,  что  с  развитием  видео  индустрии,  такой  жанр  как  комиксы  просто  вымрет  из-за  отсутствия  читателей,  как  видно  они  ошибались.  Ведь  целые  поколения  детей  вырастают  на  этих  цветных,  незамысловатых  картинках.  И  как  показывает  время,  интерес  к  ним  с  каждым  годом  растет,  это  подтверждает  даже  тот  факт,  что  многие  советские  комиксы  выпускаются  до  сих  пор,  хотя  конечно  они  и  изменились,  стали  более  красивые  и  яркие,  но  учат  они  по  прежнему  всё  тому  же.  Опыт  предыдущих  поколений  дает  нам  понять  силу  влияния  комиксов  на  человека.  Поэтому  мы  должны  быть  внимательны  к  тому,  что  читают  дети.

 

Список  литературы: 

  1. Жан  Эффель.  Биография.  —  2013.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Франсуа_Лежён  (дата  обращения  03.04.2013).
  2. Мурзилка.  История  журнала.  —  2011.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  –  URL:  "http://ru.wikipedia.org/wiki/Мурзилка"/Мурзилка  (дата  обращения  03.04.2013)/
  3. Херлуф  Бидструп.  Биография.  —  2013.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  httpHYPERLINK  "http://ru.wikipedia.org/wiki/Херлуф_Бидструп"://HYPERLINK  "http://ru.wikipedia.org/wiki/Херлуф_Бидструп"ruHYPERLINK  "http://ru.wikipedia.org/wiki/Херлуф_Бидструп".HYPERLINK  "http://ru.wikipedia.org/wiki/Херлуф_Бидструп"wikipediaHYPERLINK  "http://ru.wikipedia.org/wiki/Херлуф_Бидструп".HYPERLINK  "http://ru.wikipedia.org/wiki/Херлуф_Бидструп"orgHYPERLINK  "http://ru.wikipedia.org/wiki/Херлуф_Бидструп"/HYPERLINK  "http://ru.wikipedia.org/wiki/Херлуф_Бидструп"wikiHYPERLINK  "http://ru.wikipedia.org/wiki/Херлуф_Бидструп"/Херлуф_Бидструп  (дата  обращения  05.04.2013)/
  4. Скотт  Маклауд.  Понимание  комикса  //  Студия  А7  —  2011.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://understanding-comics.ru/  (дата  обращения  09.04.2013)/
  5. Шишикин  В.  Комиксы  в  СССР  и  России  //  Мир  фантастики.  —  №  94.  —  2011.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URLhttp://www.mirf.ru/Articles/art4680.htm  (дата  обращения  09.04.2013)/
  6. Влияние  комиксов  на  детей  //  TamBY.info.  —  2013.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  httpHYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"://HYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"wwwHYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm".HYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"tambyHYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm".HYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"infoHYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"/HYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"pressHYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"-HYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"releaseHYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"/HYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"shopHYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"/HYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"magazinHYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"-HYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"komiksovHYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm".HYPERLINK  "http://www.tamby.info/press-release/shop/magazin-komiksov.htm"htm  (дата  обращения  10.04.2013).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Ольга 27.05.2013 07:30
В сентябре 1941 Советский Союз вступил в войну с Фашистской Германией на стороне Союзников, и комиксы снова начали использовать для агитации народных масс.<br /><br />По-моему, это произошло в июне, а точнее, 22 июня. Разве нет?

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.