Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФЕНОМЕН КОММУНИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.
В XXI веке особо остро встает проблема об особой роли коммуникации в обществе, потому как феномен коммуникации стал тесно связан с информационными технологиями. Под коммуникацией понимают передачу сообщения, сознательное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе. Массовая коммуникация - процесс производства и воспроизводства массового сознания, средствами массовой коммуникации (периодической печатью, радио и телевидением, электронными носителями).
Еще в начале XX века русский философ Н.А. Бердяев выделял три стадии в истории человечества: природно-органическую, культурную в собственном смысле и технически-машинную [3]. Сегодня мы живем в эпоху техники. Первый шаг симбиоза человек-машина уже сделан! Техника реалистична, и она отрывает человека от природы, и от иных миров. Она создает новую действительность, разрушает органические тела, заменяя организованными, переходя от растительности к конструктивности. Но заменяется не только сам человек, но и его речь, возможность общаться, умение выполнять то или иное действие, способность размышлять.
Такое новшество попросту поглощает реальный мир целиком. Это своего рода, вирус, без которого нам уже сложно представить свою жизнь: общение по электронной почте, переписки в соцсетях, диалоги в «скайпе», умные дома, которые делают все по запросу, передаваемого через гаджеты. Безусловно, это все удобно, к этому не надо прилагать много усилий. Яркий пример замещения человека машинерией можно наблюдать в диснеевском мультфильме «ВАЛЛИ-И», где показано общество людей, за которых буквально все делают машины: держать ложку? На это есть робот, который тебя покормит. Хочешь пройтись? А зачем, если есть автоматизированное средство передвижения. Общение? Да, пожалуйста, вот вам компьютер – общайтесь.
Нельзя однозначно назвать выход из данной ситуации. Общество на сегодняшний день слишком зациклено на информационных технологиях, они окружают нас повсюду: в университете, на работе, в школе, во время досуга. В свою очередь исключение инноваций из оборота приведет к шагу назад. Единственное средство, которое может спасти от этой пучины – это свобода выбора с позиции разума, способность усилием воли отказаться от неразумных потребностей. Каждый должен четко определить для себя: что значит для него, например, Интернет: это средство или смысл существования? Человек, чтобы оставаться человеком, должен уметь многое делать без применения техники, иначе он сам превращается в машину, утрачивает способность переживать, сострадать, сочувствовать, перестает мыслить самостоятельно, общаться, человек теряет собеседника.
О роли общения в жизни человека писал русский ученый-филолог, философ М.М.Бахтин, он понимал диалог как непрерывный социальный процесс производства значения и смысла, язык в действии как источник озарения и обновления личности [1]. Слово - это мост, перекинутый между мною и другим, а поэтому в реализации значения и смысла на уровне высказываний важную роль играет как говорящий субъект, так и слушающий. Совместная интерпретация смысла - одна из наиболее существенных характеристик диалогической коммуникации, в основе которой - понимание между Я и Ты [2]. Сегодня мы заменяем реальные диалоги искусственными, поход в филармонию музыкой в наушниках, бумажную книгу аудио или электронной. Но разве все эти аналоги смогут дать нам такие же эмоции и живые чувства, какие дает нам реальный мир? В техногенной цивилизации мы многое теряем и многое приобретаем, но страшно то, что теряется живое общение, реальный собеседник. Как гласит известное нам выражение: «Лень - двигатель прогресса» Но, эта лень в свою очередь со временем приведет к деградации человека.
Нами было проведено анкетирование 75 студентов БГТУ им. В.Г. Шухова, НИУ БелГУ, БГАУ им. В.Я. Горина, с целью выявления того, как информационные технологии сказываются на жизни студента и его коммуникативных навыков. Из анкетирования видно (диаграмма 1), что большинство студентов, отвечая на вопрос: «Как вы предпочитаете проводить свое свободное время?» - отмечают графу «гулять с друзьями» - 75% чел., в следующем вопросе: «Сколько часов вы проводите за компьютером?» - отмечают: «более 3 часов в день» - 30% чел., смотрят телевизор – 16% чел.
Диаграмма 1. «Предпочтения студентов в проведении свободного времени».
На первый взгляд, студенты больше общаются с друзьями, чем «с компьютером» или просматривают TV, однако, отвечая на вопрос: «сколько времени вы тратите в социальных сетях?» выделяется группа студентов, регулярно проводящая время в социальных сетях - 28% или 5-6 часов в день (24%), что явно заменяет им живое общение диалогами в социальных сетях. Тем самым, в совокупности время, потраченное на «диалоги» в соцсетях (диаграмма 2), «общение с компьютером» и TV составляет как минимум половину времени, затраченного на учебу, общение с друзьями, спорт, т.д.
Диаграмма 2. «Время, проводимое студентами в социальных сетях»
А. Маслоу - один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал, так называемую «пирамиду потребностей». Сегодня самой недостающей потребностью человека является именно социальная потребность в ее традиционном понимании, т. е потребность в живом общении. Это становиться причиной того, что люди не раскрывают своего творческого потенциала из-за того, что не дополучают живого общения в детстве (в семье: родители заняты, дети у компьютера); в школе (ЕГЭ в старших классах заменяет уроки живого общения по литературе, истории, а астрономия вообще не преподается во многих школах.). Они «застревают» где-то на середине пути в развитии личности, и не могут достичь удовлетворения иных потребностей, нематериальных. И что более всего настораживает - это то, что у человека не возникает потребности в духовном развитии. Одним словом, человек-потребитель не нуждается в этих потребностях, которые и стимулировали развитие человеческой культуры!
Об этой проблеме можно судить двояко, ведь все люди разные и потребность в общении тоже разная. Соответственно, людям, которые мало общаются в жизни, намного удобнее искать собеседников в сети. На вопрос нашей анкеты: «Как вы оцениваете роль интернета в своей жизни?» больше половины ответили положительно. Современному студенту намного легче искать информацию в интернете, нежели в других источниках. Но зачастую интернет не приводит к получению знаний, поскольку не вся информация в нем достоверна, и не каждый будет вчитываться в то, что он нашел. Вместе с тем, студенты понимают, что просто найти информацию в интернете не значит понять её полностью и 33 человека из 75 предпочитают получать знания и информации в живом диалоге, т.е. более детально разбираться в этой информации. На вопрос: «Какое соотношение друзей в жизни и в соцсетях?» большинство все-таки ответили, что в жизни друзей больше.
Подводя итоги анкетирования, мы хотели получить объективные данные, проанализировав которые мы можем видеть, что многие люди занимают активную жизненную позицию, но 1/3 студентов слишком много времени проводит за компьютером и в социальных сетях. Будет это число увеличиваться или уменьшаться покажет время. Технологии развиваются очень быстро, что сказывается на развитии человека. Возникают новые средства коммуникации, которые помогают нам общаться и вести свои дела на расстоянии в тысячи километров. Общество стремится к гармонии, но однозначных решений нет. Мы считаем, что в новейших средствах коммуникации есть как позитивные аспекты, так и негативные. Важно, чтобы человек использовал Интернет, современные технологии не в ущерб своему духовному развитию. Не нужно забывать, что человек и общество тесно связаны друг с другом и люди всегда будут нуждаться в «живом» диалоге. Как говорили древние греки, все должно быть в меру!
Список литературы:
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - С. 7-180.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. - 363 с.
- Бердяев Н. Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники) // «Путь». Май 1933. № 38. С. 3-38. URL: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1933_384.html
- Монастырская И.А., Рязанцева Л.В. Текст в коммуникативном пространстве культуры // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. М., 2015. № 8. - С.194-200.
дипломов
Комментарии (2)
Оставить комментарий