Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В XV-XVI вв. в странах Западной Европы наблюдается бурное развитие культуры. Это привело к новому этапу европейской истории, получившему название Возрождения.
Популярность эпохи Возрождения связывают с появлением понятия «гуманизм». Принято считать, что итальянские гуманисты слово "humanitas" (человечность) заимствовали у Цицерона, который задолго до них пытался определить понятие «человечности», считая его важнейшим результатом развития античной культуры.
Развитие концепции гуманизма определило и формирование понятия индивидуальности, которого до этого времени собственно и не было. Меняется подход к пониманию места человека в мире, его возможностей. Божественное происхождение человека не отрицается, но в остальном он предоставлен самому себе, т.е. свободен в своем выборе и в своих действиях. Я. Буркхард пишет: «В Италии впервые это покрывало (из бессознательных верований и т.д.) отбрасывается прочь, впервые зарождается объективизм в отношении к государству и человеческим делам вообще, а рядом с этим возникает и быстро растет также и субъективизм как противовес, и человек, познав самого себя, приобретает индивидуальность и создает свой внутренний мир. Так некогда греки возвысились над варварами, а арабы, благодаря их более яркой индивидуальности, – над другими азиатскими племенами»[2, c.57].
До эпохи Возрождения человек не являлся полноценным субъектом своей же деятельности. Развитие науки, которое активно разворачивается в эту эпоху и достигнет невероятных масштабов в Новое время, превращает человека в субъект познания, а окружающие его явления природы в объекты его познания. Именно наука дает человеку власть над природными объектами. Происходящие изменения носят революционный характер, т.к. принципиально изменяют характер отношений между человеком и окружающей действительностью.
Человек эпохи Возрождения обретает большую самостоятельность, а это приводит к развитию самосознания, формируются общественная позиция и
чувство собственного достоинства. Такие изменения требуют самовыражения, реализации творческих возможностей. Именно поэтому творческая деятельность человека так высоко ценится в данное время. В своей способности творить, т.е., создавать новое, человек максимально уподобляется Богу.
Подобное переосмысление сущности человека определило антропоцентризм как основной мировоззренческий принцип Возрождения, пришедший на смену теоцентризму Средневековья. Уже в XIII в. Данте А. воспевает земное бытие человека, реализация которого в полной мере возможна лишь в обществе. На смену презрению к земной жизни человека приходит понимание достойности существования именно в его физической форме.
Гуманистические идеи Возрождения пробуждают интерес индивида к самому себе, желание понять смысл и цель своей жизни. Зародившись, этот интерес определит содержание современной философии, в центре которой окажется реальный человек со всеми своими проблемами и переживаниями.
Принцип гуманизма данной эпохи утверждал, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. «Природа дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя… Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье»[6, с.57].
Т.о., происходит формирование нового идеала человека, в основе которого признание высокого значения человечности и человеческого достоинства. Такое понимание порождает представление об уникальности каждого отдельного человека. «Ни об одной культуре вплоть до Нового времени нельзя было сказать, что стержнем и основой ее развития был поиск индивидуальности, стремление уяснить и обосновать независимое достоинство особого индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни, то есть самоценность отличия.»[3, c.192]. Люди этой эпохи стремятся к славе, богатству, разнообразной творческой деятельности. Для них характерно осознание красоты окружающего мира. Именно в это время человек начинает осознавать свою непохожесть на всех остальных, и понятия индивидуальности наполняется глубоким смыслом, «но эта телесно-рельефная индивидуальность, эта личностно-материальная человеческая субъективность, эта имманентно-субъективная данность человеку всего окружающего, вплоть до самых последних тайн, совершенно заново ориентирует человека и все его жизненное самочувствие»[4, c, 241]. Осознав собственную уникальность, индивид активно противопоставляет себя социуму, не понимая, что вне социальных связей он уязвим и не может участвовать в историческом процессе.
Но процесс формирования человека как личности в эпоху Возрождения только начинается. При ощущении своей неповторимости еще не сложилось понимание своего места в мире. Как считает Л.М. Баткин: «Особенность без внутреннего обоснования, без субъектности, природная особенность, кажется, не содержит еще решительно никакой возможности головокружительного логического прыжка к понятию личности»[1, c.135].
При всем разнообразии людей, наших способностей и возможностей, мы все принадлежим к одному биологическому виду. Т.о., различия между индивидами проявляются прежде всего на уровне их внутреннего мира. К тому же необходимость расширения личного пространства делает человека более одиноким. Но осознание этого придет позже. А пока мироощущение человека Возрождения наполнено радостью, часто поэтическим восприятием действительности, ощущением собственной свободы. Эти ощущения также становятся отличительной чертой гуманизма данной эпохи. Идеал человека представляется самому человеку чем-то грандиозным, но не до конца досказанным и понятым.
Подобная ситуация нашла отражение в основном способе самовыражения человека Возрождения. Им стало искусство. До этого момента отношение человека к действительности выражалось через философию или религию. Сегодня мы говорим о науке как определяющем факторе исторического развития. Но весь оптимизм, радость обретения самого себя, ощущение свободы и власти над миром на этапе эпохи Возрождения нашло выражение именно в искусстве. Искусство позволяет человеку создавать новые миры, творить идеальные модели будущего и ощущать полную свободу над пространством и временем. Весь окружающий мир служит для его блага, помогает ему реализовываться и достичь цели своего существования. Именно в искусстве уникальность и неповторимость личности проявляется в максимальной степени.
Главной задачей искусства эпохи Возрождения являлось определение места человека в мире: как в природе, так и в обществе. Характерные чертами этой эпохи стали одаренность, разносторонность, универсальность. Человек представляется способным к самым различным способам освоения действительности. Стремление отразить и познать гармонию мира приводит к возможности союза между художниками и учеными. Наиболее ярким примером такого сотрудничества является фигура Леонардо да Винчи и некоторых других представителей эпохи, которых называют титанами Возрождения.
Именно в эту эпоху складываются и развиваются новые направления в искусстве, формируются его каноны и стандарты, на основе которых будет происходить дальнейшее развитие культуры. Влияние Возрождения остается актуальным и сегодня. Сравниться с его значением и ролью в историческом развитии могут лишь достижения античности.
Сегодня много говорят о том, что происходящие в обществе изменения требуют пересмотра традиционных систем ценностей, что время классического гуманизма приходит к своему завершению. Возможно, так когда-то и произойдет. Но следует помнить, что именно в эпоху Возрождения сложился идеал человека, на который равнялись и к которому стремились многие последующие поколения. Этот идеал не закончен, порой противоречив, но он безусловно позволяет человеку осознать лучшее, чем он обладает и на что он способен. Это образ великолепного, практически ничем неограниченного, свободного человека, величественного и бесконечно прекрасного.
С подобным пониманием сущности человека можно и не согласиться, но, наверное, нам всем в масштабе истории человечества хотелось бы видеть себя такими. И трудно поверить, что главное содержание гуманизма – осознание человека и человеческой жизни как высшей ценности, когда-то потеряет свое значение.
Список литературы:
- Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989.- С. 272.
- Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М.: Юристъ, 1996. – С.591
- Гуревич П.С. Философия человека. – М.: ИФРАН, 1999. – С.. 216
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. - С. 623
- Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1989. - С. 152.
дипломов
Комментарии (2)
Оставить комментарий