Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 января 2014 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ПРОБЛЕМА СОБСТВЕННОГО «Я» В ТРУДАХ ФИЛОСОФОВ
Шарифова Екатерина Семёновна
студент 4 курса, отделение начальных классов Болотнинский педагогический колледж РФ, г. Болотное
Черняева Лариса Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, преподаватель Болотнинский педагогический колледж, РФ, г. Болотное
Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек-мера всех вещей». Какой смысл вложен в эти слова? Думается, что в первую очередь речь должна идти о поведении человека в обществе, о его поступках, убеждениях. Ведь именно по этим качествам судят о культуре человека, его сформированности как личности. Если же рассматривать вопрос под другим углом, а именно с точки зрения внутренних мотивов и убеждений, которые побуждают человека совершать те или иные поступки, то следует задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать поступки и дела? (т. е. в чем состоит назначение и ценность самого человека?), то ответы уже будут различны. Одни будут ссылаться на способности, другие говорить об умении строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять удачи в жизни просто везением. Полагаем, что философ ответит на вопрос в чем назначение и ценность человека примерно следующим образом: ценность и назначение человека состоит не только в его поступках, но в первую очередь в желании и умении систематически работать над собой изучать и познавать, «раскрывать» самого себя, изучать свои возможности и применять их в своей жизни и в деятельности. Отсюда следует, что только постоянное самопознание и саморазвитие является залогом безграничного личностного и творческого потенциала человека.
Убеждение в ценности и необходимости познания собственного «Я» можно встретить во многих философских учениях. В течение нескольких столетий философы-мыслители кропотливо искали пути решения проблемы, которая нашла свое отражение во многих философско-этических вопросах: существование и сущность, необузданность страстей и умеряющая сила разума, склонности и долг, греховность мира и божественная справедливость. При более глубоком рассмотрении перечисленных вопросов прослеживается единая проблема, которая как мы полагаем, сводится к попытке разрешения проблемы собственного «Я».
История философии включает три периода: античность, средневековье и Новое время. Эти периоды имели свои подходы к разрешению проблемы собственного «Я».
Рассмотрим некоторые концепции, которые имели место в различные эпохи и изучали проблемы собственного «Я» с точки зрения морали и этики.
Античная философия представляет собой учение о добродетелях и добродетельной личности. Значит, в основе учений мыслителей той эпохи находится личность с ее нравственными и моральными качествами. Философы античности рассматривали человека как человека, который лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Особенность человека состоит в том, что он есть существо разумное и общественное; по убеждению философов, гармоничное и развитое общественное устройство является следствием добродетельности граждан, показателем ими своей разумной сущности.
Еще Семь мудрецов утверждали, что разумное поведение человека является следствием правильного знания о себе и о мире. Наставления Семи мудрецов требуют от человека самоограничения, самообуздания, жертвенности. Главным является требование умеренности, соблюдение которого по мнению Семи мудрецов способствует познанию собственного «Я»: «Ничего слишком» (Солон), «Лучшее-мера». (Клеобул), «Умеренность любви» (Питтак), которое, прежде всего, сводится к обузданию страстей, волевому ограничению потребностей и притязаний во имя гармонии внутреннего мира человека.
Первые попытки философского изучения моральных и нравственных качеств личности, способствующих формированию собственного «Я» мы попытаемся рассмотреть на примере пифагорейцев, которые являются последователями практической мудрости Семи мудрецов.
Противоположность беззаконного и законного, или нравственного и безнравственного, пифагорейцы приписывали проявлению общекосмической полярности предельного и беспредельного. Предел задает образец, линию человеческому поведению, обязывает «о породе божеств, демонов и героев говорить и мыслить с почтением; родителей и благодетелей чтить; законам повиноваться…» [4]. Мы полагаем, что здесь Пифагор имел ввиду следование правилам ограничения, соблюдение меры во всем. «Ибо для всех, и для многих и для немногих, было у Пифагора на устах правило: беги от всякой хитрости, отсекай огнем, железом и любым орудием от тела — болезнь, от души — невежество, от утробы — роскошество, от города — смуту, от семьи — ссору, от всего, что есть — неумеренность» [8], — находим мы у Порфирия.
Нравственные цели играли для Пифагора значимую роль и на наш взгляд Пифагор в познании собственного «Я» отдает приоритет, предпочтение духовной деятельности человека. Пифагор призывал «избегать корыстолюбия и зависти», ибо «у друзей все общее» [8]. Диоген Лаэртский утверждал что, для Пифагора нравственное совершенствование было главным критерием счастливой жизни, которая возможна при условии познания собственного «Я». Доказательство сказанному мы находим в следующем: «Главное для людей, говорил Пифагор, — в том, чтобы наставить душу к добру или злу. Счастлив человек, когда душа у него становится доброю» [8].
Таким образом, можно мы приходим к выводу что, в учении Пифагора в качестве мерила, организующего нравственные законы собственного «Я» предлагаются определенные предписания, следование которым определяет, в конечном счете, нравственное поведение человека.
Завершает греческую философию стоицизм и скептицизм. В этих течениях прослеживаются различные взгляды на проблему самосознания. Общим в этих учениях является то, что каждая отдельно взятая человеческая личность не только несет в себе высшее назначение, но и реализует себя через отрицание, пассивность, безразличие к общественному миру. Подтверждение этому мы находим у Франца Меринга, который пишет: «Сделать человека независимым от всего внешнего, научить его жить одной только внутренней жизнью и находить свое счастье в спокойствии ума и сердца, остающихся непоколебленными, даже когда целый мир разрушается, — вот что характеризует собой третий период греческой философии» [3].
Таковы основные моменты античной философии, которые в основном представляют собой учение о благовоспитанной, совершенной личности. Добропорядочность в поведении человека, его умеренность и разумность, которому учили в античности, на наш взгляд востребована, необходима, и сегодня и просветительские идеи античных мыслителей сохранятся еще на многие года.
Средневековая философия представляет собой отрицание античной. Самопознание человека является запретным. Образец поведения человека находится не в нем самом, а в его творце — боге. В качестве примера можно привести учение Августина. В своих рассуждениях он задается вопросом; «отчего зависит судьба человека?, принадлежит ли судьба человека ему самому, может ли он иметь сведения о себе самом или судьба определяется своеволием бога». Августин решает этот вопрос со следующих положений: человек немощен, грешен, а для бога нет ничего невозможного. Наслаждения — это для бога. «Спасения» человек не может требовать, просить, не может заслужить. Человек должен смириться, любить бога, верить ему, надеяться на него, черпать силу в сознании своего бессилия. «Есть нечто в смирении, пишет Августин, — что удивительным образом возвышает сердце…» [2]. Таким образом, анализируя учения Августина можно сделать вывод, что человек существо бессильное и познать свои возможности нельзя. В подтверждении сказанному хочется привести слова Дунса Скота к богу: «Верую, но сделай, господи, так, чтобы я знал» [5].
В философии периода Нового времени обозначен иной подход к вопросам знания собственного Я. Так, мыслители Нового времени не разделяют средневековую точку зрения на человека как на слабое существо, одновременно с этим не соглашаются и с философами античности, которые полагались на всемогущие нравственные возможности личности.
В своем учении Бруно утверждает, что только внутренний свет, лучи которого отправляются от божественного солнца разума, способны помочь человеку узнать самого себя. Его взгляды разделяет Монтень, который учит: «Суди согласно разуму» [3]. Не смеяться, не плакать, не ненавидеть, а понимать, так утверждает Спиноза и наименует нравственность целью человеческой жизни, а счастье и покой видит в том, чтобы наблюдать за реальностью с положения бессмертия и необходимости.
В своих силлогизмах Кант убеждает нас в том, что «Я» человек — это единый человеческий закон, находящийся внутри нас, который излучает гармонию. Красной нитью в учении Канта, проходит мысль, что предназначение человека заключается в том, чтобы жить по совести и нравственным правилам. Кант говорит, что «не может быть невольной вины, так как человек на основе своего разума знает очень хорошо, что справедливо, а что несправедливо; и если он не поступает морально, то только потому, что не хочет этого» [7].
С позиции философской мысли применительно к психолого-педагогической науке проблема собственного «Я» рассматривается в контексте Я-концепции.
В психологической и педагогической литературе мы находим такое определение Я-концепции: «это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или теория самого себя. Это существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя» [6].
Таким образом, Я-концепция — это правила, обязывающие человека как надо относиться к самому себе. В Я-концепции поступки человека рассматриваются как знания индивида о себе самом, которые определились в результате общения человека с окружающими людьми.
Центральным моментом в Я-концепции личности является самооценка. Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках свойственных человеку [6] Следовательно, самооценка в данном событии есть критерий организации и развития самоуважения в индивиде, ощущения собственного совершенства, положительного, позитивного отношения ко всему окружающему.
В трудах психолога Р. Бернса красной нитью проходит мысль о том, что человеческое поведение складывается из цепи приспособлений к жизненным реалиям, но каждый человек должен найти компромисс с самим собой точно так же, как и с другими особенностями своего внутреннего мира. Понять, что делают люди, мы сможем только тогда, когда узнаем, что значит для себя самого каждый человек [1].
Итак, подведем итоги.
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл, назначение и призвание моей жизни?». Многие люди по-разному отвечают на эти фундаментальные философские вопросы: печально, что одни так и не найдут на них ответы; другие попытаются дать себе развернутый отчет, определить ориентиры и перспективы своей дальнейшей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами.
Вместе с тем все это говорит о том, что задумываясь и размышляя над «вечными» вопросами, у человека как у существа разумного и возвышенного возникает огромная потребность и необходимость, а также и возможность в познании собственного «Я», в развитии своей собственной Я-концепции, которая отсутствует у остальных живых существ. Выходит что, внутренний мир каждого из нас — это беспредельная вселенная, такая же бескрайняя, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не узнав ответы на волнующие вопросы. Поэтому неслучайно при всей длительности истории человечества интерес к познанию собственного «Я», остается постоянным, и в разные исторические периоды этот интерес приобретал различные оттенки. В античности изучение собственного «Я» выступает как способ наиболее полного использования своих возможностей, способностей в жизни и деятельности либо как средство управления другими людьми; в период средневековья — это путь единения с Богом; в Новое время — это средство обретения гармонии и зрелости, способности к саморазвитию, в наши дни — это позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности. Поэтому, пока люди будут проявлять интерес к миру, они будут способны и проявлять интерес к собственному миру, внутреннему «Я».
Список литературы:
1.Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М.: "Прогресс", 2006.
2.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 2010.
3.Гусейнов А.А. Краткая история этики. М. Мысль, 2007.
4.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 2006.
5.Иванов В.Г. История этики средних веков. Л., 2004.
6.Петровский А. В. , Ярошевский М.Г. 6. Психология: словарь, М., 2011.
7.Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 2008.
8.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 2011.
отправлен участнику
Комментарии (2)
Оставить комментарий