Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 февраля 2015 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Гвоздева Анастасия Игоревна
студент 1 курса, кафедра социологии и социальной работы
ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», РФ, Республика Крым, г. Керчь
E- mail: wduotveta@mail.ru
Кемалова Лиля Исметовна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент ФГБОУ ВО «КГМТУ», РФ, Республика Крым, г. Керчь
Здоровье — это еще не все, но все без здоровья — ничто.
Сократ
В условиях преобразования общества возрастает потребность в здоровом человеке, способном быть субъектом социальных преобразований и адекватно оценивать происходящие социальные изменения. Это положение приобретает особую актуальность в связи со все более тревожной тенденцией к снижению уровня и качества здоровья населения и, в частности, молодежи. Если учесть, что именно молодежь является субъектом социальных изменений и за ней будущее страны, то данная тенденция требует пристального внимания и должна быть остановлена.
Сама молодежь зачастую небрежно относится к своему здоровью. С одной стороны, причиной такого отношения является отсутствие должной социальной политики государства в пропаганде здорового образа жизни (более того, в последние десятилетия активно рекламировались табачные и алкогольные товары). С другой стороны, нынешняя система образования не выдвигает в качестве приоритетной задачу сохранения здоровья молодежи, о чем свидетельствуют статистические данные. Как отмечает главный педиатр РФ академик РАМН Александр Баранов, за время обучения в школе число здоровых детей значительно снижается. К 15—17 годам до 70 % школьников страдают хроническими заболеваниями [10]. Среди причин такого положения можно назвать: недостаточную организацию питания школьников; перегруженность учащихся не только основными школьными занятиями, но и дополнительными, внешкольными; ухудшение экологической среды и другие. Но помимо этого, одна из причин — недостаточное внимание к своему здоровью самих молодых людей, отсутствие у них культуры здоровья, несформированность ценностного отношения молодежи к здоровому образу жизни.
В связи с этим, целью данной статьи является рассмотрение проблемы формирования культуры здоровья в среде молодежи. В качестве задачи выдвигается анализ отношения западной и восточной культуры к вопросам здоровья как к важнейшему ценностному ориентиру человека как один из аспектов формирования культуры здоровья.
Понятие «культура здоровья», будучи комплексным понятием, включает в себя теоретическое знание о факторах, которые способствуют здоровью, а также умение применять эти знания в повседневной жизни. Культура здоровья — показатель уровня развития личности, ее способности адекватно взаимодействовать с окружающим миром, с другими людьми для достижения гармонии с ними. Поскольку все значимые преобразования возможны только в здоровом обществе, то необходимость в формировании культуры здоровья среди молодежи становится проблемой государственного масштаба.
Философские проблемы здоровья всегда занимали важное место в научной литературе. Уже в древности здоровье человека рассматривается как особая ценность, как то, чем необходимо дорожить. Великие ученые Гиппократ, Авиценна, Гален, Кастильони и др. разделяли данный подход. Со времен античности известен интерес к проблемам здоровья, когда складывалась традиция культа тела, здорового образа жизни [7, с. 16]. Однако с развитием индустриализации данная традиция была прервана, что отмечалось в росте физической деградации богатых слоев общества. В связи с этим возникла необходимость возродить былое отношение к здоровью через пропаганду спортивного образа жизни. Сегодня о необходимости выработки особого отношения к здоровью в среде молодых людей, за которыми будущее, говорят не только философы и медики, но и экологи, социологи [8].
Еще с античности поднималась проблема здоровья человека, которая включала в себя физическое, психическое и социальное здоровье. В частности, Платон отмечал, что здоровье человека складывается из гармоничного соотношения телесного и душевного [6, с. 228]. Античные философы связывали понятие «здоровье» с такими понятиями, как «красота», «гармония», «умеренность». Отмечая в качестве одной из основных добродетелей умеренность, Платон характеризовал человека, обладающего такой добродетелью, как умеющего управлять страстями, укрощать вожделениями, способного отказаться от удовольствий. Умеренность предполагает заботу о себе (об этом говорил еще Сократ, как отмечает Платон в диалоге «Алкивиад») [9]. Примечательно, что уже в античности философы отмечали необходимость сформировать ценностное отношение к здоровью, соотнося понятие «здоровье» так же с понятием «благо». Взаимосвязь здоровья и разумения в общей системе благ представлены платоновском диалоге «Законы»: «Есть два рода благ: человеческие и божественные… И если какое-либо государство получает большие блага, оно одновременно приобретает и меньшие… Меньшие блага — это те, во главе которых стоит здоровье, а затем идет красота, на третьем месте — сила в беге и в остальных телесных движениях, на четвертом — богатство, но не слепое, а зоркое, спутник разумности. Первое же и главенствующее из божественных благ — это разумение; второе — сопутствующие разуму здоровое состояние души; из их смешения с мужеством возникает третье благо — справедливость; четвертое благо — мужество. Все эти блага по своей природе стоят впереди тех, и законодателю следует ставить их в том же порядке» [5, с. 78]. Для формирования правильного отношения к здоровью необходимо здравомыслие, или разумение.
Интересно, что при всей существующей разнице культур, все же можно найти общее между восточной и западной культурами в их отношении к здоровью. Так, идею умеренности во всем поддерживали даосы (трактат «Дао дэ цзин»). Как отмечает Лао цзы: «Воздержание это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства» [2, с. 278]. Соответственно, чрезмерность — главный враг. «Кто увлекается, тот потерпит большой убыток. Кто имеет много, тот может потерять больше, нежели имеющий мало» [там же, с. 273]. Для даосов от взаимодействия Ян и Инь зависит жизнедеятельность организма: «Когда превалирует Инь, болеет Ян, когда преобладает Ян, начинает страдать Инь» [4, с. 21]. Баланс между ними и есть критерий здоровья.
Учение Конфуция о золотой середине созвучны идеям античности о здоровом и благополучном существовании [3]. Как бы в продолжении их идей уже в Средние века великий Авиценна отмечал, что «сохранение здоровья обеспечивается уравновешением одних вещей и избеганием других» [1, с. 660—661]. То есть должна быть мера во всем: в еде, питье, в досуге, и т. п. Поддержание баланса, равновесия организма является залогом здоровья человека.
Несмотря на то, что эталон здоровья в восточной и западной культурах имеет много сходного, тем не менее, можно подчеркнуть и отличие между ними. Так, сегодня для западного человека здоровье стало фетишем, обретя самостоятельную ценность, поскольку рассматривается как средство для достижения таких целей, как карьерный рост, выживание в условиях жестокой конкурентной борьбы. В то время как в восточной культуре издревле здоровье - это не средство для достижения утилитарных целей, а способ достичь гармонии с миром.
Еще одна особенность состоит в том, что на Западе и Востоке сложились разные мотивации к здоровью. Для западного человека здоровье необходимо, чтобы повысить выносливость, работоспособность, иначе он не сможет быть успешным в своем деле. Для успешного бизнеса он должен выглядеть молодым, здоровым, привлекательным физически.
Восточный же человек стремится к гармонии с миром, поэтому его мотивом к здоровью является достижение душевного покоя, получение радости от слияния с миром, единения с ним, подобно единению микрокосма с макрокосмом.
В целом, характеризуя отношение к здоровью на Западе и на Востоке, можно говорить о том, что, несмотря на разные мотивы к здоровью, ценность его признавалась всегда.
Культура здоровья — важнейшая составляющая общей системы культуры. Следовательно, для формирования культуры здоровья, необходимо инкультивировать ценность здоровья в общую культуру человека, чтобы стремление к здоровому образу жизни стало насущной потребностью. Культура здоровья — это адаптация человека к изменяющимся условиям окружающей среды посредством культурных ценностей, принципов здоровья и создание предпосылок к прогрессивному саморазвитию, самореализации личности.
Формирование культуры здоровья в молодежной среде требует учета множества факторов — правовых, юридических, социально-экономических, образовательно-воспитательных, медицинских, экологических. Особое место занимают и личностные факторы, которые ориентированы не только на желание человека укрепить свое здоровье, но и формируют ответственность личности за свое здоровье. Это особенно важно, когда наблюдается рост числа наркоманов и алкоголиков среди молодых людей. Образовательно-воспитательные учреждения должны быть ориентированы на воспитание мотивации молодых людей на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья. Необходимо формировать сознательную потребность в здоровом образе жизни. На решение данной задачи должна быть направлена и работа средств массовой информации (телевидения, радио, Интернета), к которым степень доверия молодежи зачастую выше, чем к учебным учреждениям, и даже к родителям.
Большая роль принадлежит и медицинским учреждениям, которые должны быть нацелены на диагностику состояния здоровья молодежи, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику. И, наконец, немаловажная роль принадлежит семье. Пример родителей, ведущих здоровый образ жизни, поддерживающих интерес ребенка к занятиям спортом, служит важным условием для воспитания ценностного отношения к здоровью.
Ценностное отношение личности к здоровью есть единство объективного и субъективного, где объективное положение личности является основой её избирательной направленности на ценности культуры здоровья, связанные с удовлетворением потребностей самой личности и общества. В данной ситуации важным представляется синтез западной и восточной модели образа жизни, их отношения к здоровью как к особой ценности. И на основе такого синтеза необходимо выстраивать систему воспитания культуры здоровья в молодежной среде.
Таким образом, проблема здоровья молодежи — одна из важных проблем современного социума, поскольку от ее решения зависит будущее общества. В процессе ее решения в качестве приоритетной выдвигается задача воспитания культуры здоровья и формирования ценностного отношения к здоровью у молодежи. Важно помнить, что здоровье складывается из единства нескольких составляющих. Так, Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, понимая при этом под физическим здоровьем способность выполнять каждодневную работу; под психическим — состояние гармонии человека с самим собой, а под социальным — позитивное отношение человека к другому человеку, его готовность к взаимопомощи. Одной из главных задач философии здоровья является формирование принципов заботы о самом себе, то есть здоровых потребностей, ведущих к стабилизации здоровья.
Список литературы:
- Авиценна (Абу Али ибн Сина). Трактат по гигиене // Книга знания: Избр. философ. произведения. М., 1999. —716 с.
- Дао де цзин. Учение о Пути и Благой Силе с параллелями из Библии и Бхагавад Гиты. / Перев., сост. и примеч. С.Н. Батонова. М.: «КСП+», «Слово и дело», 1999. — 336 с.
- Конфуций: Лунь юй / Пер. с кит., коммент. Л.С. Переломова: Факсимильный текст «Лунь юя» с коммент. Чжу Си: К 2550-летию Конфуция. М.: Вост. Лит., 1998. — 590 с.
- Овечкин A.M. Основы чжень-цзю терапии. Гл. 2. Теоретические основы традиционной китайской медицины. Саранск: Норд, 1991. — 417 с.
- Платон. Законы. // Собр. соч.: В 4 т.: Т. 4. М.: Мысль, 1994. — 830 с.
- Платон. Тимей. // Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. – 501 с.
- Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 352 с.
- Фесенкова Л.В., Шаталов А.Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья). //Философия здоровья. М.: ИФ РАН, 2001. — 242 с.
- Фуко М. Забота о себе. История сексуальности-III. /Пер. с фр. Т.Н. Титовой и О.И. Хомы. Киев: «Дух и литера»; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. — 288 с.
- Рылов А.Д. Главный педиатр России рассказал о состоянии здоровья школьников // Индивидуальный сайт врача-терапевта валеолога А.Д. Рылова. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rylov.ru/baranov (дата обращения: 30.01.2015).
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий