Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2015 г.)
Наука: История
Секция: Этнография
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИЙ, МЕНТАЛИТЕТА НАРОДА СЕВЕРНОГО И ЮЖНОГО ВЬЕТНАМА
Нгуен Тхи Хонг Бак Лиен (Вьетнам)
студент 2 курса, кафедра истории и регионоведения, ТПУ, РФ, г. Томск
Е-mail: bachlien.ir@gmail.com
Седельникова Светлана Федоровна
научный руководитель, ассистент кафедры МД ИМОЯК, Томский политехнический университет, РФ, г. Томск
Е-mail: fedora@tpu.ru
Воздействие природной среды на жизнь общества пытались объяснить в своих работах многие мыслители и историки. Они «видели в особенностях географии своей страны один из ключей к пониманию «духа» ее народа, который помог бы объяснить особенности национальной истории и современного состояния общества» [1].
Сергей Михайлович Соловьев писал, что «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают» [6]. В рамках данного подхода попытаемся выделить специфические различия между Севером и Югом Вьетнама и покажем, что они обусловлены влиянием географической среды и особенностями исторического развития.
Колыбелью каждого народа является природа, которая определяет его историческую судьбу. Влияние, которое она оказывает на жизнь общества, называется географическим фактором. Именно он, на раннем этапе развития, оказывает прямое и определяющее влияние на быт и содержание трудовой деятельности, на темперамент, способности и наклонности людей. В этих рамках и формируются традиции, соответствующая культура, особенности менталитета народа.
Для того чтобы проследить воздействие географического фактора на развитие народов Севера и Юга Вьетнама, нужно рассмотреть особенности географического положения, климата и рельефа этих регионов.
Вьетнам является небольшим по площади государством в Юго-Восточной Азии, его территория протянулась вдоль Тихого океана узкой и длинной полосой на 1650 км. Благодаря своей большой протяженности с севера на юг, Вьетнам обладает различными природными условиями. Будем считать, что 17-я параллель делит территорию Вьетнама на две части — Северный Вьетнам и Южный Вьетнам. Климат также является одним из важных факторов территориального разделения.
Хотя вся страна лежит в зоне субэкваториального муссонного климата, но существует довольно большая разница в климате между севером и югом Вьетнама. На севере Вьетнама существует четкое разделение сезонов: короткая и прохладная зима сменяется солнечной весной, теплым летом и мягкой осенью, тогда как на юге Вьетнама есть только 2 сезона: сухой и дождливый. На севере Вьетнама зима влажная и холодная (15° С). Иногда, зимой, из-за проникновения холодного воздуха из Китая температура понижается до 1 °С, и в горах можно увидеть снег. К тому же, ежегодно, осенью и зимой в северо-центральную часть Вьетнама приходит много мощных тайфунов с моря. Летом же, сухой ветер из Лаоса часто вызывает сильную засуху.
Почвенно-климатические условия обуславливают характер хозяйства. Еще в древности, предки вьетнамцев, заметив, что дикий рис любит тепло и влагу, начали высаживать его на заливных полях. В течение тысяч лет население Вьетнама выращивает рис в дельте реки Красной на Севере, и в дельте Меконга на Юге. Рис во Вьетнаме считается символом жизни и плодородия, не случайно появилась традиция посыпать новобрачных рисом, желая им счастья и благополучия. На севере Вьетнама, на затопленных дождевой водой рисовых полях возник уникальный жанр вьетнамского искусства — кукольный водный театр. Занятость населения в трудоемком рисосеянии повлекло в этих регионах распространение традиции многодетных семей. В этих районах наибольшая плотность населения страны (1100 чел/км²) на севере, и на юге (450 чел/км²).
Теплый и влажный климат оказал большое влияние на тип жилища и его обустройство. Долины рек во время продолжительных ливневых дождей часто затоплялись, поэтому вьетнамцы придумали дома на сваях, которые к тому же служили им защитой от змей и тигров. Стиль одежды тоже исходит от климата, от характера местности, от рода занятий человека. Если говорить о традиционной одежде вьетнамцев, то это куртка и брюки прямого покроя темно-коричневого (на севере) и черного (на юге) цвета. На голове — конические шляпы из пальмовых листьев, ставшие защитой от муссонного дождя и палящего солнца.
Идея Л.Н. Гумилева о том, что характер этносов (особенно в доиндустриальный период) очень тесно связан с особенностями климата и ландшафта территории, где он появился и жил, не лишена оснований [1]. Человек, приспосабливаясь к определенным природным условиям, воспитывает и развивает те качества характера, которые оптимально подходят к данной природной среде.
Во влажный сезон на побережье Вьетнама обрушиваются мощные тайфуны, нередки наводнения, порой бывают засухи, оползни с гор. Постоянная борьба с такими природными явлениями сформировало и развило у вьетнамцев традиции коллективизма. Общественные интересы стоят выше личных, родовая община доминирует над семьей. И сейчас во Вьетнаме, жители небольших деревень являются кровными родственниками. Это видно из названия деревень: Дангса (Đặng Xá) — «место, где живут Данги», Нгуен (Nguyễn) — «место, где живут Нгуены», Ли (Lý) — «место, где живут Ли».
Согласно истории Вьетнама, цивилизация вьетов возникла в бассейне реки Красной (Северный Вьетнам) более 2000 тысяч лет назад, а Южный Вьетнам был заселен вьетами в XV—XVI dеках. Северная часть является культурной родиной Вьетнама, именно здесь можно найти самые старые вьетские королевские дворцы, буддийские пагоды и остатки военных крепостей.
После обретения независимости от Китая, началась «долгая история вьетнамской экспансии на юг». К 1673 году, страна впервые разделилась на две части двумя правящими семьями. В национальном сознании зародились такие понятия, как «южане» и «северяне».
При движении на юг горы уступают место бескрайним равнинам и широким рекам. На Юге Вьетнама жарко круглый год и наблюдается только 2 сезона: сухой и дождливый. Не случайно в Северном Вьетнаме такие тропические культуры как кокосовая пальма не плодоносит, каучуковое дерево-гевея экономически выгодна в Южном Вьетнаме.
Но если происходят изменения в природе, то и при переселении части этноса в другую среду обитания, с ними происходят те же изменения. При этом что-то сохранялось неизменным, что-то утрачивалось, но многое и приобреталось за счет воздействия географии нового места проживания и межкультурного общения с проживающими здесь народами. Изменения начинали проявляться в быте, в обрядах, в характере и поведении людей, в меняющемся самосознании. В результате, происходила трансформация элементов материальной и духовной культуры.
Северный Вьетнам до сих пор отличается своей особой самобытностью, а традиции на юге становились проще. Например, на севере, во время праздника, за столом сидят старики и мужчины, тогда как на юге, вся семья сидит за столом. Позиция женщины в семье и в обществе на юге выше, чем на севере. Дети могут разговаривать и комментировать взрослых, такой ситуации не бывает на севере. Кроме того кухня северного Вьетнама более традиционна — известные блюда фо и банькуон (bánh cuốn) появились на заре вьетнамской цивилизации. На Юге из-за большого изобилия специй — блюда более пряные, часто присутствует сладкий вкус.
Отличие Юга и Севера проявляется даже в речи жителей этих регионов. Они заключается в следующем:
· в северных диалектах s произносится как «с», а на юге страны как «ш»;
· V произносится как [v] на севере, и [j] на юге;
· d и gi произносятся либо как [z] (на севере), или как [j], й (на юге).
К тому же северный вьетнамский язык имеет полных 6 тонов, в то время как язык южного Вьетнама имеет только 5 тонов (слияние двух тонов в одном).
Немаловажным является и то, с какими странами граничит государство. Северная часть Вьетнама граничит с Китаем. На протяжении тысячи лет Вьетнам входил в состав Китая, поэтому взаимодействие с культурой этой страны очень ощутимо, начиная с иероглифической письменности, использовании палочек в еде, производства шелка, постройки плотин и заканчивая дворцовой и храмовой архитектурой и элементами духовной культуры — конфуцианство и даосизм
Южная часть Вьетнама принадлежала Камбодже, этот регион является колыбелью кхмерской цивилизации, что обусловило их ориентацию на индийскую культуру.
Итак, мы можем сказать, что во многом, именно географический фактор влияет на особенности быта и ментальность человека, определяет перспективу развития государства. Но, как сказал, Л.И. Мечников: «Изучая пространство, необходимо, конечно, отдавать себе отчет и о действии другого равносильного элемента — времени». Иными словами, взаимодействие категории «географической среды-человека-культуры» нельзя рассматривать однозначно, потому что она может меняться, обогащаться и трансформироваться в ходе истории под воздействием других факторов, таких как смена места проживания, история взаимовлияния народов приграничных стран, смена политических режимов и т. д. Географический фактор является основой становления национального характера, а исторический опыт народа воспитывает и утверждает его.
И.Г. Гердер писал, что образ жизни, политический строй и этническая история являются основными факторами в формировании менталитета. История Вьетнама — это национально-освободительная борьба с иноземными захватчиками: борьба с китайскими династиями; борьба против вторжения монгольских войск и японской империалистической агрессии; борьба против французской колониальной зависимости и т. д. Постоянная борьба за свою свободу развила во вьетнамском народе стойкость, выносливость, превратила их в подлинных патриотов. Из поколения в поколение на генном уровне передается чувство собственного достоинства и любовь к свободе.
С 1954 по 1975, Вьетнам пережил гражданскую войну между коммунистическим Севером и капиталистическим Югом, в которую ввязались США и выступили на стороне Юга. В результате Вьетнам был разделен на два отдельных государства, которые развивались диаметрально противоположными путями общественно-экономического развития — социализма и капитализма. Изменение социально-политических отношений, воздействует на содержание национального характера [2].
Север — это корни нации, очаг революции, молчаливая очередь к мавзолею Хо Ши Мина. Северные люди более трудолюбивы, сдержанны, бережливы, организованны.
Юг — это лидер капиталистической перестройки страны, где глубоко укоренились традиции и навыки частного предпринимательства, механизмы капиталистической экономики, свободы в обществе, чуждой массовой культуры. Поэтому Южные люди не жалуют ограничения власти, правила этикета, они более предприимчивы и мобильны.
Главный город Севера, Ханой, считается административным и политическим центром страны. Главный город Юга, Хошимин — крупнейший экономический центр и многочисленный по населению мегаполис.
Авторы отдают себе отчет в том, что это очень широкая тема, но на отдельных примерах мы показали, что степень трансформации этнической культуры, традиций, менталитета, зависит от географического фактора и набора воздействующих факторов истории государства. Сейчас Вьетнам единое государство. С провозглашением политики «обновления» происходит возращение к базисным духовным ценностям, прежде всего к национальной культуре и к традиционным этическим и религиозным положениям на высшем партийном и государственном уровне [5].
Мы не можем изменить географические факторы, но мы можем найти методы, чтобы преодолеть трудности и отрегулировать свой собственный образ жизни, чтобы вписываться в общую тенденцию развития страны и продолжать особенности и традиции этой земли.
Список литературы:
- Гринин Л.Е. Лекция: Природный фактор в аспекте теории истории/Философия и общество//2011 г., — стр. 190— 196.
- Крысько В.Г. /Этническая психология /4-е изд. М.: Академия// 2008 г., стр. 102
- Мак Лам Статья/ «Культурные различия в поведении между людьми в Сайгоне и Ханое» // Алан перспектива-2014 г.
- Нгуен Мин Туэ/ Географическое путешествие - Вьетнам // Зао Дук, 2010, — с. 30—60.
- Новакова О.В., Логинова В.Н. / Вьетнам «у себя дома» и в АТР// Юго-Восточная Азия и Южнотихоокеанский регион 2014 г., — стр. 60.
- Соловьев С.М. Начало Русской земли.
- Хонг Фук Статья/ «Я Ханой люблю, а Хо Ши Мин мне нравится» // Экономика Шай Гон-2009.
- Article on Vietnam tourist including some informations about Hanoi and Saigon // Vietnam Travel Coverage, 2014.
отправлен участнику
Комментарии (17)
Оставить комментарий