Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 28 ноября 2016 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ЭРГОНОМИКА И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Как известно, направление технической эстетики зародилось в середине XIX века благодаря непосильному труду английского писателя, теоретика искусства Дж. Рёскина. Набирающий уверенные обороты научно-технический прогресс, а также политические противостояния, которые перевернули историю с ног на голову, способствовали обособлению пространства искусства от закостенелого академизма. Прочно устоявшаяся мода на вычурные изгибы и рудиментарные элементы давно канувшего в Лету барокко совершенно не вписывались в социокультурные рамки опустошенного войной и революциями общества. Тенденция, тяготеющая к абстрактным композициям и прикладным техникам привела искусство на порог модернизма и авангарда, чьи нарочитые творения были негативно восприняты как публикой, так и серьезными критиками. На первый план вышли всевозможные попытки абсолютизации бытовой среды обитания человека, ставшей впоследствии господствующей тематикой в работах школ дизайна «Де-Стейл» и «Баухауз» в начале XX века.
Разносторонний анализ технической эстетики как научной отрасли начал Г. Земпер, перу которого принадлежат вышедшие в 1860—1863 гг. труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика». Согласно его теоретическим обоснованиям, форма вещи продиктована несколькими параметрами: функцией, материалом изготовления, технологией производства и, не в последнюю очередь, — социально-идеологическими факторами, предписанными индустриальным обществом. На рубеже XIX-XX вв. работавший в Бельгии и Германии архитектор А. ван де Вельде заявил, что изделие должно интегрировать техническую и художественную форму, подчиняться целесообразности, логике, «практической и разумной красоте» [4; с. 272]. Социолог и теоретик искусства Г. Мутезиус выступал за придание простым бытовым предметам художественных черт, придающих более привлекательный эстетический вид предметному миру. В 1907 г. художественный директор концерна АЭГ П. Беренс выдвинул идею художественной стандартизации, а впоследствии его ученик, архитектор В. Гропиус, подчеркивал в 1913г., что любой совершенный в техническом отношении объект нуждается в том, чтобы художник вдохнул в него жизнь и оформил в соответствии с запросами эстетики. В 1919г. в Германии был основан «Баухауз», ставший одним из центров технической эстетики.
История данной обители дизайна и в современном мире играет весьма значимую роль — взять хотя бы внешний облик продукции шведской фирмы Ikea, в которой ярко прослеживается влияние идей веймарской школы, воспитавшей целое поколение смелых авангардистов в прикладном искусстве. Не последнюю роль в данном процессе сыграла и голландская «Де-Стейл» под предводительством П. Мондриана. В России аналогом стала ВХУТЕМАС, прославившая семейный дуэт А. Родченко и В. Степановой среди художественной богемы. Дело в том, что по статистике большинство людей в период между двумя мировыми войнами остро ощущали необходимость противопоставления своей индивидуальности обезумевшему от жестокости пространственно-временному континууму. Руку помощи им и старались протянуть архитекторы двух вышеупомянутых столпов дизайна. Собственно, этот отрезок истории и стал отправной точкой для развития эргономики — дисциплины, чей теоретический базис направлен на улучшение условий жизнедеятельности за счет модернизации оборудования, предметов интерьера, рабочих мест человека. Ведь ее несоблюдение ведет к необратимым последствиям для и без того хрупкого здоровья людей — в качестве примера статистические исследования приводят к угрожающей цифре 95% учеников школы, спинами которых весьма успешно овладел сколиоз по причине отсутствия удобства сидения на стуле часами [3; с. 11]. Поэтому, учет индивидуальных особенностей тела человека и его физических характеристик стали краеугольным камнем в проектировании объектов интерьера жилищной среды и рабочей зоны.
Рассматриваемая школа дизайна, конечно же, была ближе именно к самой эстетике, но с другой стороны, ее творения должны были и обезопасить человека от воздействия производственных факторов, так как мебель создавалась не только для домашнего уюта и комфорта, но и для рабочей зоны. Ведь для того, чтобы были исключены отрицательные последствия воздействия внешней среды на организм, необходимо обеспечить требуемые условия функционирования системы «человек — среда». Если характеристики человека относительно постоянны, то параметры среды поддаются регулированию. Поэтому, идеологи технической эстетики старались соблюдать антропометрические данные, рабочую позу и другие немаловажные элементы при проектировании и производстве своей продукции.
При создании новой атмосферы, в первую очередь, сознательно стиралась граница между художником и ремесленником, подчеркивалась значимость ориентации в пространстве и просчет масштаба, студенты приучались работать сообща, чтобы обмениваться полезным опытом. В рамках технической эстетики делаются попытки определить, каким же образом научные открытия, технические новшества, общественные сдвиги, приводящие к демократизации жизни, более тесной зависимости людей друг от друга в масштабах города, страны, континентов, воздействуют на наше эмоциональное восприятие окружающего мира, как формируются новые отношения к пространству, к ускорению ритма жизни; как складывается современный стиль предметной среды в условиях широкого распространения одинаковых, промышленно изготовляемых форм. В первые годы «Баухауз» находилась под покровительством немецкого экспрессионизма, светилом и проповедником которого был швейцарский художник Й. Иттен, чья теория цвета и цветовой круг до сих пор пользуются преимуществами непререкаемого канона для всех дизайнеров. Яркие цвета и минималистичные формы стали визитной карточкой этого храма искусства [4; с. 474]. Задача была поставлена на увеличение свободной площади жилого помещения и организованное ее заполнение необходимой атрибутикой, олицетворяющей простоту и эстетическую слаженность. Культовыми изобретениями идеологов «Баухауз» стали раздвижные столешницы с покрытием из цветного стекла, кухонная посуда, кофейные столики, кресла «Барселона» и «Василий», формы которых были заимствованы всё той же Ikea.
С расцветом дизайнерской деятельности обрела второе дыхание и декоративно-прикладная живопись, служащая украшением для архитектурных ансамблей, домашнего интерьера или ландшафтного дизайна. Всевозможные техники и приемы, созданные в рамках данного вида живописи, поражают сознание обыденного индивида буйством красок, замысловатостью исполнения и разнообразием рабочих материалов. Заметной популярностью на современном мировом рынке пользуются росписи акриловыми красками, аэрография, граффити, квиллинг, дудлинг, зентангл — чисто физически не представляется возможным все перечислить. К тому же, стили дудлинг и зентангл являются эффективными средствами арт-терапии, повышая концентрацию внимания, улучшая самочувствие и память. Конечно же, указанные направления играют далеко не главную роль в проектировании рабочего места, но если мы рассматриваем помещения вроде салона красоты или бассейна, то эстетика здесь немаловажна — при длительной однообразной работе иногда необходимо отвлечься, а красивые узоры на стенах или мебели способны успокоить нервы и настроить на качественный рабочий процесс. В нашу неспокойную эпоху, где повсюду царит агрессия и неврологические отклонения, крайне важно, чтобы рабочий не изливал гнев на клиентов или остальных сотрудников, поэтому окружающее пространство должно разряжать накаленную обстановку.
Несмотря на некоторые принципиальные различия названных сфер деятельности, конечная цель у них едина — возродить культуру материально-предметной среды, окружающей человека, на самый высокий научно-технический и художественно-эстетический уровень путем синтеза науки, техники и искусства. В этом созидательном творчестве необходимо максимально задействовать технический прогресс, закономерности развития природы и композиционные основы, созданные на протяжении тысячелетий в области архитектуры и техники. В связи с такой тенденцией появилась новая социальная каста — потребителей, чья неуемная энергия не оставляет дизайнеров без работы и вряд ли оставит в ближайшие десятилетия. Ведь все люди быстро привыкают к комфортным условиям существования, а с современными темпами производства привыкание только усиливается. При исследовании эстетических проблем материального окружения большое место занимает изучение спроса, вкусовых предпочтений, общности и индивидуальных черт в предметной среде, влияния образа жизни и общественных идеалов на ее оценку. Растут требования к комфорту, в повседневной жизни. Как бы ни поэтизировали, как бы высоко ни ставили люди эстетическое совершенство предметной среды прошлого (хотя многое утраченное в мастерстве исполнения, безусловно, должно быть восстановлено и возрождено), никто не откажется от современных условий жизни: освещения, отопления, новых видов транспорта и коммуникаций. Конечно, все это не простые вопросы. Они связаны с критериями потребления, с социальными и эстетическими идеалами людей. Кроме того, оказывая непосредственное воздействие на культурную среду обитания, искусство помогает гармоничному сосуществованию интересов общества, поддерживая межкультурный диалог.
Группе людей различных возрастных категорий было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1) с целью выявить их отношение к такой науке, как эргономика и определить влияние данной науки на их комфортное и безопасное существование. Было опрошено 100 человек возрастом от 17 до 65 лет.
В результате анкетирования было выявлено, что только 41% опрошенных известна данная наука. Также 41% респондентов считают ориентацию на эргономичность важной частью разработки дизайна элементов материально-предметной среды, в то время как оставшаяся часть респондентов не определились с ответом.
Среди опрошенных 96% испытывают боли в спине после длительной работы за неудобным рабочим местом, а 4% не замечали влияние рабочего пространства на их самочувствие. На вопрос о степени дискомфорта предметов быта, не соответствующим антропометрическим данным, мнения разделились: 16% респондентов претерпевают невыносимый дискомфорт, 77% признались, что нерациональность рабочего места доставляет сильный дискомфорт, и только 7% готовы терпеть неудобства при работе. Что интересно, ни один из опрошенных не утверждает, что не подвергается изменениям в самочувствии или не испытывает дискомфорта после длительного пребывания в неудобном рабочем месте.
На вопрос о влиянии ортопедических подушек и матрасов, которые принимают очертания тела человека, на качество сна и отдыха, 25% ответили, что постельные принадлежности имеют исключительно положительный эффект, остальные 75% признались, что никогда не спали на подобных изделиях.
Проанализировав результаты опроса, было выявлено, что немногие знакомы с эргономикой, но тем не менее, данная наука уверенно набирает темпы в современном мире, где всё больше ценятся комфортные и безопасные условия труда и отдыха.
Приложение 1
1.Знаете ли вы, что такое эргономика?
- Да
- Нет
2.Считаете ли вы ориентацию на эргономичность важной частью разработки дизайна помещения/предметов быта?
- Да
- Нет
- Не знаю
3. Испытываете ли вы боли в спине/позвоночнике/шее после длительной работы "в наклон" за неудобным рабочим местом?
- Да
- Нет
- Не замечал(а)
4.Насколько сильный психологический и физический дискомфорт вы испытываете, если вынуждены долгое время работать, сидя за столом/стулом, не соответствующим антропометрическим данным?
- Невыносимый
- Сильный
- Терпимый
- Не испытываю дискомфорта
5.Считаете ли вы более эффективной релаксацию, и более глубоким и спокойным свой сон, если спите на матрасе/подушке с эффектом "памяти"?
- Да
- Нет
- Не спал на матрасе/подушке с эффектом "памяти"
Список литературы:
- Воронов Н. В., Шестопал Я. Е. Эстетика техники: Очерки истории и теории. — М.: Советская Россия, 1972. — 176 с.
- Сост. О. И. Генисаретский, Е. М. Бизунова; Худож. А.Н. Лаврентьев: Теоретические и методологические исследования в дизайне. — М.: Школа Культурной Политики, 2004.
- Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник / В.П. Зинченко, В.М. Мунипов. – М.: Логос, 2001. – 356 с.: ил.
- Эфрусси Т.А. Баухауз на выставках в СССР. 1924-1932 гг.// Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2. Под ред. А.В. Захаровой— Санкт-Петербург: НП-Принт — 2012. — с.472-477.
отправлен участнику
Комментарии (6)
Оставить комментарий