Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 февраля 2017 г.)

Наука: Филология

Секция: Фольклористика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тарасова С.Ю. Певческий стиль Саратовской области на материале фольклорных экспедиций // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 2(69). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 63-68.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Певческий стиль Саратовской области на материале фольклорных экспедиций

Тарасова Светлана Юрьевна

преподаватель специальности «Сольное и хоровое народное пение» факультета среднего профессионального образования Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова,

 РФ, г. Саратов

SINGING STYLE SARATOV REGION ON A MATERIAL OF FOLKLORE EXPEDITION

Svetlana Tarasova

Teacher specialty "solo and choral folk singing" of the Faculty of secondary vocational education L.V. Sobinova behalf of the Saratov State Conservatory,

 Russia, Saratov

 

АННОТАЦИЯ

Материал статьи базируется на музыкально – этнографическом исследовании. Им стали подлинные записи и расшифровка фольклора выполненных автором в результате экспедиционной работы по Саратовской области (в Лысогорском, Ново – Бурасском, Базарно – Карабулакском, Саратовском районах), в 1993 -1997 годах. В данной работе рассматриваются стилевые свойства народной музыки во взаимодействии трёх стилеобразующих факторов: в зависимости от жанра музыкального фольклора, музыкальных норм исторической эпохи, которой оно было создано и требований местной традиции. С помощью собранных материалов были выявлены: бытующие песенные жанры, музыкально – стилистические особенности песен, особенности манеры пения и местного диалекта, бытование народного инструмен­тария. В статье также дан краткий обзор, имеющихся песенных сборников, выпущенных по фольклору Саратовской области.

ABSTRACT

Article material is based on the musical – ethnographic research. They are original recording and decoding of folklore performed by the author as a result of field work in the Saratov region (Lysogorsky, Novo – Burasskom, Bazarno – Karabulak, Saratov regions), in 1993 –1997 years. This paper discusses the stylistic features of folk music in the interaction of three style-forming factors, depending on the genre of folk music, musical norms historical era which were created and the requirements of the local tradition. It had been identified with the help of the collected materials: prevailing genres of song, music – stylistic features songs, especially singing manners and the local dialect of folk instruments. The article also provides a brief overview of existing song collections released on the folklore of the Saratov region.

 

Ключевые слова: характеристика печатных источников, песенных жанров, манеры пения, музыкально – стилистические особенности песен.

Keywords: characterization of printed sources, song genres, style of singing, musical – stylistic features songs.

 

Фольклор Саратовской области - явление сложное. Кто-то из фольклористов считает, что традиционный фольклор здесь изжил себя, кто-то напротив - фольклор жив и развивается, видоизменяясь, как полагается временем, условиями бытования. Этнографические исследования 19 – 20 веков установили, что культура населения Саратовского края была неоднородной, поскольку оно состояло из русских, чувашей, мордвы, украинцев, белорусов и представителей других национальностей [8, с. 5]. Поэтому в зависимости от того, в какой части Саратовской губернии делались записи народных песен, в их языке, мелодике и манере исполнения преобладают элементы разных традиций (к сожалению, редко воспроизводимые в фольклорных публикациях). Изучение песенного стиля Саратовской области необходимо начать со знакомства с публикациями фольклорных материалов имеющихся по данной теме.

В 1848 году Саратовский учёный фольклорист Александр Васильевич Терещенко выпустил первый этнографический сборник «Быт русского народа» в семи частях. Этот сборник является редким изданием, включающим в себя предания, поверья, обычаи крестьян Саратовской губернии, песни разных жанров [4].

В 1862 году фольклористы Николай Иванович Костомаров и Анна Никаноровна Мордовцева опубликовали труд «Русские народные песни, собранные в Саратовской губернии».

В 1890 году вышел в свет сборник «Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии» Александра Николаевича Минха, собирателя фольклора Саратовского Поволжья. Книга содержит материал о подлинном быте крестьян, суевериях, праздничных обычаях, описание обрядов, тексты песен.

В 1908 году учёный фольклорист, собиратель Михаил Евгеньевич Соколов выпустил сборник «Исторические песни Саратовской губернии».

В 1922 году вышел «Саратовский этнографический сборник», включивший в себя материалы о быте, обрядах, народном творчестве Саратовской мордвы. Автор сборника Михаил Тимофеевич Маркелов.

В 1946 году появился сборник Татьяны Михайловны Акимовой «Фольклор Саратовской области» [5]. Эта книга включает в себя тексты песен разных жанров, сказки, записанные в фольклорных экспедициях.

Все выше перечисленные издания имеют огромную этнографи­ческую ценность, но, к сожалению, в них отсутствует музыкально – стилистический материал.

Первыми опубликованными сборниками с музыкальными иллюстрациями явились изданные в 1971 году: «Я край бережку похаживала» [7], «Под зелёною ракитой» [6], составитель Лев Львович Христиансен. Эти сборники состоят из песен, записанных в Хвалынском, Петровском, Самойловском, районах Саратовской области, а также в Чапаевском районе Пензенской области, которая ранее входила в состав Саратовской области. Жанровый спектр сборников довольно обширен: свадебные, шуточные, хороводные, плясовые, исторические песни о Стеньке Разине, о нашествии Наполеона на Москву, частушки. Однако такого рода этнографических исследований по Саратовской области крайне мало. Изучение местного фольклора ведётся студентами и выпускниками Саратовской государственной консерватории кафедры «этномузыкологии и фольклора», а также преподавателями кафедры. Последние публикации по этому вопросу: «Волжские напевы Саратовской области» автор Ирина Львовна Егорова вышел в 2006 году, за тем 2010 году «Русские народные песни Саратовской области» из репертуара ансамбля «Благодать» [2, с. 2], в котором представлены записи от аутентичных исполнителей в многоголосном распеве участников ансамбля или в аранжировке, сделанной специально для исполнения данного коллектива. Работу по сохранению песенного наследия Саратовской области проводит областной центр народного творчества, который с 2008 года начал публиковать серию сборников «Песни Саратовской области» под редакцией Алексея Владимировича Каретина:

  • вып.1 «Песни Иргиза» песни, записанные в Пугачевском и Ивантеевском районах, составитель Михаил Устинов, 2008 год;
  • вып.2 «Я край бережку похаживала» переиздание сборника под редакцией Льва Львовича Христиансена;
  • вып.3 «Песни села Теликовка» записанные в Духовницком районе от аутентичного ансамбля на местном диалекте, также дана обширная историческая информация об истории старообрядчества, есть описание и фото женского костюма, составитель Анна Рюмшина;
  • вып.4 «Шут на острове родился» песни сёл Тепловка, Бессоновка Ново-Бурасского района и Максимовка Базарно – Карабулакского района; издание осуществлено в целях сохранения местных песенных традиций на местном диалекте, сборник состоит из 28 песен на диалекте, дана обширная историческая информация об истории края и особенностях диалекта, расшифровка, составление и комментарии Светланы Тарасовой, 2010 год;
  • вып.5 «Песни Балашовского района» песни сёл Терновка и Берёзовка, записанные Еленой Терновой, Мариной Бесчётновой, Еленой Козловой, Михаилом Молчановым, Ириной Онацкой, Маргаритой Богомоловой. Сборник состоит из 34 песен разных жанров, записанных на местном диалекте, дана обширная информация об истории края, расшифровка Е. Терновой, Е. Козловой, М. Богомоловой; вступительная статья, составление и комментарии А. Каретин, 2012 год;
  • вып.6 «Песни Хопра» песни сёл Пады, Большой Мелик, Алмазово и Хопёрское, записанные Еленой Терновой, Мариной Бесчётновой, Еленой Козловой, Михаилом Молчановым, Ириной Онацкой, Маргаритой Богомоловой. Сборник состоит из 44 песен разных жанров, записанных на местном диалекте, дана обширная информация об истории края, расшифровка Е. Терновой, Е. Козловой, М. Богомоловой; вступительная статья, составление и комментарии А. Каретин, 2012 год.

Традиционная культура Саратовской области включает разнообразные виды и жанры народного искусства – резьба по дереву, вышивка, ткачество и другие народные промыслы. В песенном искусстве Саратовской области сохранились из далёкого прошлого, и дошли до наших дней песни различных жанров. Центральное место занимают хороводные песни. Достаточно полно сохранился свадебный обряд (Саратовский район, Лысогорский район), сопровождающийся плачами невесты всех узловых моментов действа, с величальными песнями жениху и невесте и богатому гостю на свадьбе. Здесь же бытуют семейно – бытовые песни, шуточные, баллады, современные патриотические, созданные на злобу дня исполнителями. В Ново – Бурасском районе широко бытуют песни сольной традиции – колыбельные, игровые, календарные, свадебные величальные, апокрифические песни, частушки. В Базарно – Карабулакском районе в селе Максимовка традиционный фольклор живёт полной жизнью – здесь сохранены такие жанры как: исторические песни о Степане Разине, русско-турецкой войне, нашествии Наполеона на Москву, времён гражданской войны, времён великой отечественной войны 1941‑1945 г., духовные стихи в четырехголосном изложении, календарные, протяжные, романсы, частушки «под язык» [3]. Есть некоторые сведения и о бытующих в Саратовской области народных инструментах: здесь распространены рожки, пастушьи барабаны, дудки, свистки, балалайки, гармошки, а также лезвие косы, заслонка, отбивали плясовые ритмы и на других предметах домашнего обихода.

Большое значение для специфики исполнительского стиля, как правило, имеют исторические, географические, бытовые условия жизни народа, его язык. Наиболее богатый из трёх исследуемых мною районов Саратовской области, является Базарно‑Карабулакский район. Поражает сохранность диалекта в песнях и в бытовой речи людей, проживающих в селе Максимовка. Говор в данном селе «окающий», который принадлежит к Владимирско‑Поволжской группе восточных среднерусских говоров, характеризующихся, прежде всего, своей неоднородностью [1, с.89]. Отличительными чертами говора являются:

  1. стяжение гласных, например: «знат» вместо знает; «умет» вместо умеет; «Больн уж» вместо больно уж;
  2. сокращение окончаний, например: «корапь» вместо корабль;
  3. редуцирование гласных в безударном положении - «оканье», «аканье», «иканье», ёканье»: дарогой, с милам, шутычки, лютыва, милыва, шёлкывай, призову, ёго, солучилася, жалыбнай, ласкыва, вёсна, бёгу, слёзливыя, розывай, долгия;
  4. заменой «о» на «у», например: «вскулыхалось», «угурцы». Вместе с тем, в данном говоре наблюдается соединение «окающего» и «акающего» говоров: «скаронить», «дарогой» и тд.

«Окающий» говор делает манеру пения мягкой, но подача звука может быть более резкой – в зависимости от исполняемого жанра.

Характерным стилевым признаком является наличие «тонкого голоса», который придаёт звонкость и полётность звучанию песен при ведущей роли нижних голосов. Типично разнообразие многоголосной фактуры – от четырёх и более голосов с терпкими созвучиями. Характер исполнения песен меняется в зависимости от состава исполнителей, условий исполнения, жанровой принадлежности песен. Исторические поются в экспрессивной манере со скатами, скольжениями, глиссандо. Свадебные – зычно, громко, с интенсивным посылом звука. Любовные исполняются мягко, спокойно, имеют развитую внутрислоговую мелодику. Для песен Саратовской области характерны следующие типы многоголосия:

  1. гетерофонный стиль, в котором голоса представляют варианты одной мелодии и имеют одну звуковую шкалу (хороводные, игровые, свадебные);
  2. многоголосие с регистровым удвоением одной или нескольких партий «гетерофонного пучка». При двух регистровой фактуре обычен зачин с подхватом, двух – трёхголосие терцового типа, гетерофония.

Характерны виды диатонических ладов:

  • в колыбельных, календарных – секундовые, терцовые лады;
  • в хороводных, свадебных, протяжных песнях в амбитусе кварты, квинты – децимы [1, с. 81].

 

Список литературы:

  1. Ананичева Т. Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991. - 176 с., нот.
  2. Егорова И.Л. Русские народные песни из репертуара ансамбля «Благодать». – Саратов, 2010.
  3. Саратовская область в географических названиях / В.И. Горцев; Под ред. [с предисл. и коммент.] Н.Н. Студенцова, 144 с. 20 см, Саратов Изд-во Сарат. ун-та 1984
  4. Терещенко А.В. Быт русского народа: Ч. 1-7. - СПб., 1848.
  5. Фольклор Саратовской области / Сост., вступ. ст., подготовка текстов и комм. Т.М. Акимова; под ред. А.П. Скафтымова. Саратов: Обл. книжн. изд-во, 1946. 536 с.
  6. Христиансен Л.Л. Под зеленою ракитой. Русские народные песни Саратовской области. – Саратов, 1971.
  7. Христиансен Л.Л. Я край бережка похаживала Русские народные песни Саратовской области. – Саратов, 1971 .
  8. Чекалин Ф.Ф. Саратовское поволжье с древнейших времен до конца XVII века / [Соч.] Ф.Ф. Чекалина; С рис. старого Саратова Олеария. - Саратов : пар. скоропеч. Губ. правл., 1892. - [2], 81 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.