Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 октября 2014 г.)
Наука: Филология
Секция: Германские языки
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ МЕДИА-ДИСКУРСА
Унтилова Елена Евгеньевна
преподаватель кафедры английского языка № 2 Одесской национальной морской академии, Украина, г. Одесса
GENDER AND AGE INTONATIONAL PECULIARITIES OF MEDIA-DISCOURSE PARTICIPANTS’ SPEECH
Elena Untilova
lecturer of English department № 2 Odessa National Maritime Academy, Ukraine, Odessa
АННОТАЦИЯ
Цель данного исследования — определить роль интонационных средств (в частности мелодических), которые участвуют в дифференциации речи участников дискурса по возрасту и гендеру.
Материалом исследования послужили аудиозаписи интервью с представителями британской поп-культуры. Время звучания составило 2 часа 40 минут. Основным методом исследования в данной работе является перцептивный анализ.
Результаты исследования показали, что каждой возрастной и гендерной группе присущи определенные мелодические характеристики. Результаты данного исследования заключается в ярко выраженном влиянии гендерного и возрастного фактора на реализацию терминального тона в речи британских поп-исполнителей.
ABSTRACT
The aim of our investigation is to determine the role of intonational means (particularly melodic), which are involved in differentiation of media-discourse participants’ speech according to gender and age.
The material of our investigation consists of British pop musicians’ recordings of interviews. Total recording time is 2 h. 40 min. The main research method is perceptual analysis.
The results of our investigation show that each age and gender group has certain specific melodic characteristics. Our conclusion suggests that gender and age factors have great influence on realization of terminal tone of British pop singers.
Ключевые слова: интонационные средства; медиа-дискурс; шкала.
Keywords: intonational means; media-discourse; scale.
Целью данного исследования является определение роли интонационных средств (в частности мелодических), которые участвуют в дифференциации речи участников дискурса по возрасту и гендеру.
В задачи исследования входило:
1. Прослушать интервью с представителями британской поп-культуры;
2. Отобрать отрезки текста продолжительностью в 30 секунд.
3. Провести перцептивный анализ, выявить наиболее частотные терминальные тоны и шкалы с учетом возрастной и гендерной принадлежности информаторов.
Интонация способна увеличивать воздействующий потенциал сообщения и, таким образом, как придавать особую выделенность и экспрессивность речи, так и оказать воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферу слушающего [4, c. 165]. Современные социофонетические исследования описывают просодическое варьирование речи как обусловленное возрастом говорящего. Однако исследования изучают особенности речи возрастных групп на сегментном уровне, в свою очередь просодический уровень освещен недостаточно [3, c. 215].
Выбранная тема исследования представляется актуальной, так как анализ речи представителей британской поп-культуры с гендерной позиции и возрастных особенностей речи до сих пор не получил должного освещения в литературе.
Следует также отметить влияние пола говорящего на варьирование просодического оформления речи. Исследования показывают, что общий тональный уровень у женщин выше, чем у мужчин, однако при этом он более узкий. У женщин преобладает большое количество комбинированных контуров и наблюдается тенденция к увеличению числа восходящих тонов. У мужчин, напротив, преобладает тенденция к увеличению нисходящих тонов [1, c. 14].
Исследуя просодическое оформление речи мужчин и женщин Р.К. Потапова и В.В. Потапов приводят следующие данные: мужчины используют основные, базисные типы шкал (нисходящая, скользящая) и, таким образом, сохраняют направление мелодики на протяжении определенного терминального участка. Женщины в свою очередь сочетают элементы различных типов шкал, создавая впечатление вариативности, разнообразия [2, c. 161].
Для перцептивного анализа были отобраны отрывки интервью с британскими музыкантами в период с 2010 по 2014 год. Все информаторы были распределены на две группы по гендерной принадлежности. Далее каждая группа была разделена на 3 возрастные группы: старшая (59—63 года), средняя (40—51 год) и младшая (22—26 лет).
Таблица 1.
Исследуемые информаторы
Старшая группа (59—63) |
|
Мужская |
Женская |
Фил Коллинз (Philip David Charles Collins) — британский поп- и рок-певец, композитор, автор песен, мультиинструменталист, писатель, 63 года |
Джоан Арматрейдинг (Joan Anita Barbara Armatrading) — британская поп-, рок-, блюз певица, гитаристка, автор песен, композитор, 63 года |
Стинг (Gordon Matthew Thomas Sumner) — британский поп- и рок-певец, композитор и автор песен, актер, 63 года |
Энни Леннокс (Annie Lennox) — шотландская поп-, рок-, соул певица, автор песен, общественный и политический деятель, 59 лет |
Средняя группа (40—51) |
|
Джордж Майкл (George Michael) — британский поп-певец, автор песен, композитор и продюсер, 51 год |
Дайдо (Florian Cloud de Bounevialle O'Malley Armstrong) — британская поп-певица, автор песен, композитор, 42 года |
Робби Уильямс (Robert Peter Williams) — британский поп-певец, автор песен, композитор, 40 лет |
Виктория Бекхэм (Victoria Caroline Beckham) — британская поп-певица, модель, дизайнер, 40 лет |
Младшая группа (22—26) |
|
Эд Ширан (Edward Christopher Sheeran) — британский поп-певец, автор песен, композитор, 23 года |
Джесси Дж. (Jessica Ellen Cornish) — британская поп-певица, автор песен, 26 лет |
Сэм Смит (Samuel Frederick Smith) — британский поп- и соул певец, автор песен, 22 года |
Рита Ора (Rita Sahatciu) — британская поп-певица, автор песен, актриса, 23 года |
В процессе перцептивного анализа был исследован терминальный тон в речи представителей британской поп культуры.
Таблица 2.
Мужская старшая группа (Стинг, Фил Коллинз)
1 |
Низкий нисходящий (НН) |
27 % |
2 |
Средний нисходящий (СН) |
17 % |
3 |
Высокий нисходящий (ВН) |
16 % |
4 |
Очень выразительный высокий нисходящий (ОВВН) |
2 % |
5 |
Средний ровный (СР) |
8 % |
6 |
Низкий восходящий (НВ) |
10 % |
7 |
Средний восходящий (СВ) |
4 % |
8 |
Высокий восходящий (ВВ) |
0 % |
9 |
Нисходяще-восходящий (Н-В) |
14 % |
10 |
Восходяще-нисходящий (В-Н) |
2 % |
Как видно из таблицы 1 в мужской старшей группе преобладает НН (27 %) и СН (17 %) терминальные тона, что свидетельствует о размеренности логической завершенности высказываний.
Рассмотрим следующий пример:
The desire to come to a اforeign country, اespecially Russia, │which was completely forbidden for for اmanyا many years, ║it’s very compelling, ║erm, yes, we get paid to come here, │but, you know, I always say, it’s, I have a job that I would do for nothing, if I was asked, of course I’d play for nothing.║ Erm… The response here, of the Russians is very اvery positive, │because it’s, they اdidn’t اtake it for granted, you know it’s it’s ا something that اactually meant,│ it اmeant freedom,│ it meant liberation and it اstill does║ and so اthat feeling is very strong. [Стинг]
В данном отрезке текста музыкант рассказывает о своем отношении к России и своим русским поклонникам. Терминальный тон преимущественно низкий и средний нисходящий. В речи певца также присутствуют нисходяще-восходящие тона, это придает речи связность и мелодичность. В целом речь звучит логически завершенной и осмысленной.
В таблице 2 приведен процентный анализ терминальных тонов средней мужской группы.
Таблица 3.
Мужская средняя группа (Джордж Майкл, Робби Уильямс)
1 |
НН |
24 % |
2 |
СН |
12 % |
3 |
ВН |
23 % |
4 |
ОВВН |
1 % |
5 |
СР |
5 % |
6 |
НВ |
12 % |
7 |
СВ |
4 % |
8 |
ВВ |
0 % |
9 |
Н-В |
18 % |
10 |
В-Н |
0 % |
В речи представителей мужской средней группы преобладает НН (24 %) и ВН (23 %), а также Н-В (18 %) терминальный тон.
Как и у представителей старшей мужской группы, в средней возрастной группе речь также звучит размеренной и логически завершенной. Но наличие большого количества высоких нисходящих терминальных тонов придает большую категоричность отдельным высказываниям:
Unexplainable, │ really, ║she اcame out and I just اwant, │this is all I wanna do, │this is what I wanna do, │I just wanna do ║this, this اmakes sense, I wanna be with her, │wanna watch her grown, and I wanna be daddy.│ But the first couple of days in the hospital I genuinely felt like I own the world: Behold!│ Theodora Rose │ - a creation, │an Ayda and Robert creation…[Робби Уильямс]
В данном высказывании автор повествует о рождении своего первого ребенка и о своих эмоциях на этот счет. Благодаря наличию высоких нисходящих тонов речь звучит очень уверенно и решительно.
Таблица 4.
Мужская младшая группа (Эд Ширан, Сэм Смит)
1 |
НН |
13 % |
2 |
СН |
10 % |
3 |
ВН |
11 % |
4 |
ОВВН |
3 % |
5 |
СР |
3 % |
6 |
НВ |
25 % |
7 |
СВ |
10 % |
8 |
ВВ |
4 % |
9 |
Н-В |
18 % |
10 |
В-Н |
3 % |
Исследуемые тональные характеристики показали значительные отличия в речи младшей мужской группы от старшей и средней. Здесь значительно преобладает НВ (25 %) и Н-В (18 %) терминальный тон. Речь звучит менее логически осмысленной и категоричной. Присутствует легкая неуверенность и сбивчивость. Преобладание восходящего тона дает ощущение незавершенности и указывает на желание говорящего поддержать интерес слушателей к высказываемой информации.
Например:
Erm.. No one can be you better than اyou can,│ I know that’s quiet│quiet obvious thing but I think I think اpeople forget that people try to │model themselves more or │more than اother people are ٨doing │and like │everyone has their flaws │and flaws are what make you │a human│ I think, So │I don’t know,║ I think I think for ٨boys don’t focus اtoo much on│ to people that you see in ٧ magazines, │cause I’ve never had a six pack and I never will have a six pack… [Эд Ширан]
В данном примере автор дает советы молодым неуверенным в себе людям и рассуждает о том, как полюбить себя со своими недостатками. С помощью большого количества восходящих и нисходяще-восходящих тонов информатор поддерживает интерес слушателей, но при этом звучит достаточно неуверенно и нерешительно.
Результаты перцептивного анализа по восприятию женской речи старшей возрастной группы приводятся в таблице 5.
Таблица 5.
Женская старшая группа (Энни Леннокс, Джоан Арматрейдинг)
1 |
НН |
10 % |
2 |
СН |
18 % |
3 |
ВН |
23 % |
4 |
ОВВН |
4 % |
5 |
СР |
8 % |
6 |
НВ |
12 % |
7 |
СВ |
12 % |
8 |
ВВ |
0 % |
9 |
Н-В |
10 % |
10 |
В-Н |
3 % |
Как видно из таблицы, речь представительниц данной возрастной категории довольно разнообразна в использовании терминальных тонов. Преобладают ВН (23 %) и СН (18 %) тон. Но при этом также присутствуют случаи использования НВ (12 %) и СВ (12 %) тона. Одна и та же представительница британской поп-культуры может звучать как решительно и категорично, так и довольно неуверенно и сомневающеся.
Например:
I don’t know how to explain that when I was, I’ve always, I I, when I ٧studied I was incredibly shy,│ but I’ve always been اvery اvery confident about my music,│ اI’ve always been very sure about, ║I’ve I’ve no٧ idea ║if that’s good or bad│ where that came from اbut║ I’ve اalways been very confident about the اsongs that I’ve, ║that I write │that I ٨want to write,║ that I’ve ٧written. [Джоан Арматрейдинг]
В данном отрезке певица описывает себя в юные годы как неуверенную в себе девушку, но при этом выражает четкую уверенность в своей музыке, начиная с самых ранних лет. В речи певицы вначале высказывания преобладает нисходящий тон, и она звучит очень уверенно и завершенно, но затем тон переходит в восходящий, что придает оттенок сомнения и колебаний.
Таблица 6.
Женская средняя группа (Виктория Бекхэм, Дайдо)
1 |
НН |
15 % |
2 |
СН |
11 % |
3 |
ВН |
14 % |
4 |
ОВВН |
5 % |
5 |
СР |
2 % |
6 |
НВ |
20 % |
7 |
СВ |
12 % |
8 |
ВВ |
2 % |
9 |
Н-В |
15 % |
10 |
В-Н |
4 % |
Речь представительниц средней возрастной женской категории так же, как и старшей, довольно разнообразна в использовании терминальных тонов. Нет четко выраженной определенной склонности к тому или иному виду тона. В одном и том же отрезке текста присутствуют несколько терминальных тонов.
Рассмотрим пример:
Do you know, he is,│ I mean David has a اreally اgood heart, │I اmean yes,│ he is اvery اvery handsome, he is an amazing ٨husband, │he is a really incredible father as well, I mean he is so good with the kids, he is so ٧hands-on, erm… ║yeah, you know, I اthink that we really complement to each other, │for sure, and he is اvery supportive of what I do, and │being working mom, you know, that اmeans that I do ٧travel and I’m اaway from home and he is really really supportive. [Виктория Бекхэм]
В данном примере певица описывает своего мужа и их взаимоотношения. Тональный репертуар довольно разнообразен: насыщен нисходящими, восходящими, нисходяще-восходящими тонами. Такое разнообразие объясняется довольно ярко выраженной эмоциональностью речевого отрезка.
Таблица 7.
Женская младшая группа (Джесси Дж., Рита Ора)
1 |
НН |
11 % |
2 |
СН |
9 % |
3 |
ВН |
11 % |
4 |
ОВВН |
4 % |
5 |
СР |
0 % |
6 |
НВ |
22 % |
7 |
СВ |
19 % |
8 |
ВВ |
5 % |
9 |
Н-В |
10 % |
10 |
В-Н |
9 % |
Данная таблица отображает результаты анализа терминальных тонов младшей женской группы. В речи представительниц данной группы преимущественно используется НВ (22 %) и СВ (19 %) тон. Стоит отметить схожесть процентного соотношения терминальных тонов младшей мужской и младшей женской групп.
Как и в мужской младшей группе, преобладание восходящего тона указывает на неуверенность и сбивчивость речи, а также дает ощущение незавершенности высказывания и указывает на желание говорящего поддержать интерес слушателей к высказываемой информации.
The اbook is so ║٧interesting to me, because │اI was obsessed with it,║ so even before I even knew they were اdoing a ٨movie, you know, I read all اthree books,│ so, to be a part of it is so ٧exciting for me, because it’s │ everyone just wants to know like, ║اwhat is it │about the book? What was it about the movie? And اwhen you see it, the way that they shoot it │I think explains a lot, I mean I’ve been sworn to اsecrecy, cause it’s │a big movie, │but I can say it’s│ it’s اsomething ٧worth going to see. [Рита Ора]
В данном отрезке текста певица делится своими впечатлениями от книги, прочитанной ею в недавнем времени. Речь певицы сбивчива и преобладание восходящего тона указывает на желание девушки заинтересовать слушателей и заинтриговать их касательно планируемой экранизации данного романа.
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что каждой возрастной и гендерной группе присущи определенные конфигурации терминального тона. Однако следует выделить две основные тенденции. Речи представителей старшей и средней возрастных групп присущи низкие и средние нисходящие тона, особенно это проявилось в речи мужской группы. Речь размеренна, уверенна и логически завершена. Речь представителей младшей возрастной группы характеризуется большим количеством восходящих тонов. Речь звучит более сбивчиво и незавершенно, что свидетельствует о некоторой неуверенности в себе.
Следует также указать на различия в речи представителей двух гендерных групп. Речь женской половины всех возрастных групп более насыщенна восходящими и нисходяще-восходящими ядерными тонами. Данную тенденцию можно объяснить большей эмоциональной окраской женской речи по сравнению с мужской.
Список литературы:
- Ганыкина М.В. Развитие интонационной нормы английского языка (эксперементально-фонетическое исследование на материале южного английского произношения): автореферат дис. кандидата филологических наук: 10.02.04 / Ганыкина Марина Викторовна М.: 1992. — 22 с.
- Потапова Р.К. Некоторые прикладные аспекты исследования звучащей речи / Р.К. Потапова, В.В. Потапов // Социофонетика звучащей речи: Вестник МГЛУ. М.: ИПК МГЛУ «Рема», — 2011, — № 1. — 164—186 с.
- Степкина И.Ю. Гендерные особенности просодического оформления спонтанной речи молодежи Великобритании / И.Ю. Степкина // Социофонетика звучащей речи: Вестник МГЛУ. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. — 211—218 с.
- Фрейдина Е.Л. Еще раз о прагматической функции интонации / Е.Л. Фрейдина // Актуальные проблемы английской лингвистики лингводидактики. Сборник научных трудов. Вып. 7. М.: «Прометей», 2009. — 162—166 с.
дипломов
Оставить комментарий