Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2015 г.)
Наука: Филология
Секция: Германские языки
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
МОДЕЛИ ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЯ В СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аносова Анастасия Александровна
преподаватель Южно-Уральского государственного университета, РФ, г. Челябинск
STRESS PLACEMENT MODELS OF COMPOUND NOUNS IN THE ENGLISH LANGUAGE
Anastasiya Anosova
professor of South Ural State University, Russia, Chelyabinsk
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются понятия сложного слова и ударения в английском языке, даётся описание подходов и теорий русских и зарубежных учёных к проблеме постановки ударения в английских сложных существительных, а также проводится анализ акцентных моделей сложных существительных, состоящих из двух компонентов, с целью выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на постановку ударений в данном типе слов.
ABSTRACT
The article deals with the notions of compound noun and word stress in the English language. Approaches of Russian and foreign scientists concerning stress placement in compound nouns are also considered. The author of the article analyses the semantic and orthographic aspects of compound nouns, the number of syllables in these words and their morphemic structure and tries to find out what aspects influence the number and distribution of stresses in compound nouns in the English language.
Ключевые слова: сложные существительные; ударение; тенденции ударения; семантический фактор.
Keywords: compound nouns; stress; stress tendencies; semantic factor.
Постановка ударения в английском языке является одним из вопросов, которые вызывают сложности у изучающих язык. Английское ударение не является фиксированным, а правила постановки ударения представляются недостаточно чёткими и содержат большое количество исключений. Между тем ударению необходимо уделять большое внимание, поскольку неправильная его постановка может являться причиной недопонимания при общении на английском языке.
Сложность подхода к данному вопросу заключается в первую очередь в неоднозначности определения самого термина «сложное слово». Зарубежные лингвисты определяют сложные слова в английском языке как слова, имеющие в своём составе два или более слов (words), в то время как, по мнению русских учёных, сложные слова состоят из двух или более основ (stems).
Границы между сложным словом и производным и простым словом являются не очень чёткими. Для примера можно привести лексемы, в которых второй элемент выпал из языка как самостоятельное слово, однако получил обобщённое значение и встречается в сложных словах такой же структуры. Такие элементы называются полуаффиксами (semiaffixes). К таким элементам можно отнести, например, wright в словах playwright, shipwright или monger в словах fishmonger, ironmonger [1].
Ещё большие трудности представляет разграничение сложного слова и словосочетания. Согласно И.В. Арнольд, «сложным словом называется объединение двух или более основ, функционирующее как одно целое и выделяющееся в составе предложения как особая лексическая единица благодаря своей цельнооформленности. Цельнооформленность сложного слова … может зависеть от семантических, графических, морфологических или фонетических факторов или тех и других» [1]. В данной статье мы выделяем сложные слова как объединения двух или более основ, существующих в английском языке и удовлетворяющих следующим критериям: семантическому (обозначают одно понятие), морфологическому (элементы сложного слова поодиночке не подлежат грамматическим изменениям), синтаксическому (элементы сложного слова не могут быть переставлены или соединены каким-либо другим образом и сохранить то же значение, а также не допускается включение между элементами каких-нибудь других слов). Сложные слова, выбранные для анализа, имеют различное написание: в одно слово, в 2 или несколько слов, через дефис.
Ударением в лингвистике называют выделение при произношении определенных слогов в словах или слов во фразах или предложениях. Словесное ударение в английском языке является свободным, однако постановка ударения регулируется некоторыми тенденциями: рецессивной, ритмической, ретентивной. Рецессивная тенденция является исконной для всех германских языков и заключается в стремлении выделить ударением начало слова ('winter, 'summer, 'woman). Ритмическая тенденция заключается в стремлении чередовать ударные слоги с безударными для создания стабильного речевого ритма. Эта тенденция объясняет появление второстепенного ударения в заимствованных многосложных словах (e,xami'nation, pro,nunci'ation). Ретентивная тенденция объясняет тот факт, что в производном слове сохраняется ударение исходного слова ('similar — as'similate). Часто главное ударение исходного слова сохраняется в производном в виде второстепенного (con'gratulate — con͵gratu'lation). На место словесного ударения в английском языке влияет также семантический фактор, который заключается в выделении семантически наиболее важного компонента в слове. Этот фактор имеет определяющее значение при постановке ударения в словах с приставками, имеющими свое собственное семантическое значение, а также сложных слов, составленных из двух или более основ.
В данной статье рассматривается постановка ударения в английских сложных существительных. Русские и зарубежные учёные применяют различные принципы, а также пытаются выработать определённые правила, на которые можно опираться при постановке ударения, однако критерии неоднозначны, а правила зачастую имеют большое количество исключений и не объясняют в достаточной мере все существующие случаи.
Большинство русских учёных (М.А. Соколова, В.А. Васильев, Г.П. Торсуев) полагают, что постановка ударения в английских сложных существительных опирается главным образом на семантический критерий, т. е. элемент, определяющий значение всего сложного слова несёт на себе главное ударение ('copybook, 'raincoat, 'music-hall, 'bedroom). Этот тип постановки ударения помогает разграничить сложное слово и словосочетание ('goldfish — определённая разновидность рыбы, gold 'fish — любая рыба, имеющая золотистую окраску). Некоторые сложные существительные могут иметь как главное ударение, так и второстепенное, которое падает на второй компонент сложного слова. Это происходит потому, что первый компонент определяет значение всего слова, а второй противопоставляет его другим словам с тем же первым компонентом ('hair-ˌdresser vs. 'hair-ˌcutter). Гораздо меньшее количество сложных существительных в английском языке имеет два главных ударения, что, согласно мнению русских лингвистов, показывает, что оба компонента сложного слова имеют одинаковое семантическое значение. ('major-'general, 'plum-'pudding). Таким образом, семантический критерий в сложных существительных даже «отменяет» действие ритмической тенденции, так как в случае, когда оба компонента сложного слова состоят из одного слога и имеют одинаковую семантическую значимость, два ударных слога непосредственно следуют друг за другом. Тем не менее существуют случаи, которые нельзя объяснить данным принципом, например, почему слово 'gas-'stove имеет два главных ударения, а слова 'gas-ˌmeter и 'gas-ˌengine и главное, и второстепенное.
Некоторые лингвисты пытаются выработать собственные критерии, объясняющие постановку ударения, однако они не приняты большинством учёных. Так, С.Ф. Леонтьева выделяет случаи, в которых только первый элемент сложного слова несёт на себе ударение: написание в одно слово (caretaker), существительное состоит из основ глагола и наречия (a pick up), первым компонентом является существительное в притяжательном падеже (lady’s maid); второй элемент сложного слова несёт на себе ударение в названиях парков, дорог, площадей (Cathedral Road), частей здания (kitchen window), продуктов питания; если первая часть — название продукта (apple tart); а также существительные, оканчивающиеся на –er или –ing, если за ними следует предлог (passer by). Как видим, данная классификация учитывает не только семантический критерий, а также синтаксический и орфографический.
Зарубежные лингвисты (Л. Блумфилд, Т. Лис Х. Марчанд) используют ударение в качестве критерия, с помощью которого легко провести черту между сложным словом и словосочетанием. Сложные слова, согласно данной теории, имеют одно ударение на первом компоненте, в то время как в словосочетании оба компонента, либо только второй компонент являются ударными. Так, ещё Л. Блумфилд утверждал, что ice-cream с двумя главными ударениями — это словосочетание, но если второй компонент употребляется с более слабым или минимальным ударением, то мы имеем дело с компонентом сложного слова, хотя различия в денотативном компоненте здесь нет [3].
В рамках данного исследования мы проанализировали 1000 сложных существительных, представленных в 16-м издании произносительного словаря Д. Джоунза, для того чтобы определить, какие факторы влияют на постановку ударения в сложных существительных в наибольшей степени. Из 16-го издания словаря Д. Джоунза методом сплошной выборки мы отобрали 1000 сложных существительных, состоящих из двух компонентов, которые представляют собой основы существительных (в том числе с аффиксами), так как именно эта группа является наиболее многочисленной среди всех сложных существительных. Все отобранные слова можно разделить на 2 группы — существительные, которые имеют одно ударение и существительные, имеющие 2 ударения. Причём в первой группе 100 % существительных имеют ударение на 1 компоненте сложного слова. Во второй группе 86,5 % имеют главное ударение на первом компоненте и второстепенное на втором. Оставшиеся 13,5 % имеют главное ударение на втором компоненте, в то время как первый компонент несёт на себе второстепенное ударение.
Мы поставили перед собой задачу проанализировать, какие факторы — семантические или структурные — в большей степени влияют на постановку ударения в сложных существительных, а также на распределение главного и второстепенного ударений. Рассмотрев 2 группы с точки зрения семантики, мы обнаружили, что и в группе с одним ударением, и в группе с двумя ударениями идиоматичные (т. е. слова, значения которых не могут быть выведены из значений морфем, значения словообразовательной структуры и элементарных фоновых знаний) и неидиоматичные сложные слова (слова, значения которых можно вывести из значений морфем, значения словообразовательной структуры и элементарных фоновых знаний) присутствуют примерно в равных количествах.
Таблица 1.
Семантический фактор при постановке ударения в сложных существительных с одним и двумя и ударениями
Слова с одним ударением |
Слова с двумя ударениями |
|
идиоматические |
55,3 % |
48,7 % |
неидиоматические |
44,7 % |
51,3 % |
Однако, рассмотрев группу с двумя ударениями, мы обнаружили, что главное ударение обычно получает компонент, который является наиболее семантически значимым, определяет значение всего слова, в то время как компонент с второстепенным ударением часто противопоставляется другому сложному слову с таким же «главным» компонентом ('wood-͵carver vs 'wood-͵cutter, 'money ͵changer vs 'money ͵lender) [8]. Таким образом, мы выясняли, что семантический аспект не влияет на количество ударений в сложных существительных, однако влияет на распределение главного и второстепенного ударений.
Мы также рассмотрели две группы сложных существительных с точки зрения орфографии, количества слогов и морфемной структуры. В итоге мы получили следующие результаты: существительные первой группы с объединяющим ударением на первом компоненте имеют похожие структурные характеристики, а именно: оба компонента этих слов являются корневыми морфемами (99 %), состоят из одного слога (92 %) и пишутся в одно слово (98 %). Мы полагаем, что в данном случае имеет влияние рецессивная тенденция английского ударения, согласно которой ударение в одно- и двусложных словах в английском языке обычно падает на первый слог. Также влияние имеет ритмическая тенденция, согласно которой два ударных слога не могут следовать непосредственно друг за другом. Эта тенденция является причиной того, что второй компонент сложного слова теряет своё ударение, которое он имеет во фразе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что количество ударений в английских двухкомпонентных сложных существительных в большей степени зависит от морфемной структуры слова, количества слогов в сложном слове, а также слитного или раздельного написания и опирается на рецессивную и ритмическую тенденции, в то время как распределение главного и второстепенного ударений зависит от семантической значимости компонентов сложного слова.
Список литературы:
- Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учеб. пособие М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. — 376 с.
- Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка: учеб. пособие М.: Дрофа, 2008. — 290 с.
- Блумфилд Л. Язык. М.: Прогресс, 1968. — 606 с.
- Бурая Е.А. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс: учебник для студ. лингв. вузов и фак. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 272 с.
- Васильев В.А. Практический курс фонетики английского языка: учеб. пособие М.: Прогресс, 1962. — 223 с.
- Вольфсон И.И. Словесное ударение в английском языке: Автореф. канд. филол. наук. М., 1960. — 18 с.
- Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика английского языка, 2 изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1988. — 271 с, ил.
- Теоретическая фонетика английского языка/ Соколова М.А., Гинтовт К.П., Тихонова И.С, Тихонова P.M. M.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996. — 286 с.
- Торсуев Г.П. Вопросы акцентологии современного английского языка М.: Наука, 1960. — 360 с.
- Трахтеров А.Л. Английская фонетическая терминология М.: Изд. лит. на иностр. языке, 1992. — 189 с.
- Фунтова И.Л. Тенденции и основные правила, определяющие место словесного ударения в английском языке // Известия Самарского научного центра РАН. — 2010. — Т. 12. — № 5. — С. 227.
дипломов
Оставить комментарий