Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Литература народов стран зарубежья
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОМАНЕ И. МАКЬЮЭНА «АМСТЕРДАМ»
Шанина Юлия Александровна
канд. филол. наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
E-mail:
EXISTENTIAL PROBLEMS IN IAN MCEWAN’S NOVEL AMSTERDAM
Julia Shanina
candidate of philological sciences, associate professor of M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University, Ufa
АННОТАЦИЯ
На основе анализа особенностей развития конфликта в романе Иена Макьюэна «Амстердам» (1998) в статье сделан вывод о том, что решение экзистенциальных проблем современной европейской цивилизацией становится в произведении источником социально-критического пафоса. Рассмотрение проблем жизни и смерти, самоопределения личности автор возвращает в плоскость классического философствования, что происходит благодаря использованию реалистических принципов художественного осмысления действительности.
ABSTRACT
Based on the analysis of the conflict in Ian McEwan’s novel “Amsterdam” (1998) in the study are making the conclusion that the decision of existential problems by contemporary European civilization is the issue of demonstration it’s deep crisis and moral troubles in the novel. The author resolves the problems of death and life, individual self-identification according to traditions of classical philosophy due to using principles of realist fiction.
Ключевые слова: конфликт; пограничная ситуация; проблематика; реализм; существование; экзистенциализм.
Keywords: conflict; existence; existentialism; existential problems; liminality; realism.
Роман Иэна Макьюэна (род. 1948 г.) «Амстердам» (“Amsterdam”, 1998) — единственное произведение современного английского писателя, удостоенное престижной Букеровской премии. Во многом именно этот фактор повлиял на противоречивость его оценки в англоязычном литературоведении. Первые рецензенты (М. Какутани, У.Г. Притчард) назвали его «лучшей работой Макьюэна» [12], «вершиной мастерства» [8]. Хотя в дальнейшем роман стал объектом резкой критики (в работах Р. Кларка, Д. Хида, П. Чайлдса), а присуждение премии расценивалось как «признание предшествующих заслуг автора» [7; 116]. По мнению П. Чайлдса, «Амстердам» выглядит как халтура среди более важных романов Макьюэна, но может быть лучшим как его первая попытка социальной сатиры» [5; 14]. Большинство английских и американских исследователей усматривают в романе преобладание социально-критического пафоса, подчеркивают новаторский характер произведения по отношению к предшествующему творчеству и ставят под сомнение постановку в нем философских вопросов [6; 22]. Отечественные же литературоведы (А.Л. Борисенко, О.А. Джумайло, О.Ю. Панова) делают акцент на нравственной проблематике и определяют роман «Амстердам» как «назидательную историю» [1; 165], притчу.
Сам автор в интервью высказывал сожаление по поводу судьбы своей книги и настаивал на том, чтобы она стала предметом «серьезной оценки наряду с другими моими произведениями» [3]. Поэтому данное исследование посвящено анализу романа «Амстердам» в контексте всего творчества И. Макьюэна и литературного процесса второй половины ХХ века, развитие которого было во многом было определено идеями философии экзистенциализма. Под непосредственным влиянием данного направления созданы и первые произведения самого Макьюэна.
Подводя итоги своему творческому пути, в интервью Р. Коваль 2002 года писатель признавался: «Вначале я находил опору в экзистенциалистском романе, но потом почувствовал, что в каком-то смысле хожу на костылях» [3]. C традициями экзистенциального романа он связывал неопределенность времени и места действия, присущую его ранним работам, и с этой точки зрения романы, написанные в период с 1987 года, несомненно являются обращением к принципам реалистической прозы. Но вместе с тем неизменными в романах Макьюэна остаются экзистенциальные проблемы, которые рассматриваются в разных аспектах. В этом смысле не является исключением и роман «Амстердам», завязка конфликта в котором определяется так называемой пограничной ситуацией. Смерть бывшей возлюбленной Молли Лейн вырывает главных героев, редактора Вернона Холлидея и композитора Клайва Линли, из привычного круга дел и забот и заставляет осознать конечность своего существования. Друзья ощущают, что «что-то очень неладно в мире, и не обвинишь в этом ни Бога, ни его отсутствие» [11; 4], они начинают подмечать первые признаки собственного физического распада, охвачены экзистенциальной тревогой, страхом. Так, Клайву не дает покоя онемение правой руки, а Вернона преследует ощущение омертвения правого полушария головного мозга. «Во время необычного утреннего затишья у Вернона Холлидея вновь возникла мысль о том, что он не существует. <…> Ощущение отсутствия нарастало после похорон Молли» [11; 35—36]. Желая вернуть утраченное душевное равновесие, друзья пытаются найти подтверждение собственному существованию: Вернон пристально разглядывает себя в зеркале, «трогает руками лицо, чтобы убедиться в своей физической сущности» [11; 36].
Экзистенциальный страх, переживаемый героями романа Макьюэна имеет не только психологическую, но и социальную обусловленность. Вернон и Клайв характеризуются как типичные представители поколения 60-х годов: «Насколько благополучные, насколько важные, как преуспели при правительстве, которое презирали семнадцать лет. <…> Какая энергия, какая удача» [11; 6]. В свете свойственного мировоззрению шестидесятников культа молодости, здоровья, успеха, свободы бывших любовников особенно потрясают обстоятельства смерти «бедной Молли», которая умерла «в бессознательном состоянии, как животное» [11; 4]. Таким образом существование определяется для них ясным сознанием, способностью работать, профессиональным успехом — всем тем, что Клайв называет «достойной жизнью». Поэтому в качестве выхода герои решают воспользоваться достижением современной западной демократии — эвтаназией, которая освободит их от унижения старости и болезни. В результате эвтаназия представляется писателем как своего рода ответ западной цивилизации на сложные вопросы, сформулированные экзистенциалистами в середине ХХ века. Подобное решение проблемы жизни и смерти исходит из концепции человека как существа прежде всего разумного, не случайно в описании города Амстердама, где эвтаназия легализована, автором неоднократно подчеркивается торжество рационального («спокойный и цивилизованный город», «такой терпимый, беспристрастный», «нет города более рационально устроенного» [11; 165]), что в свете законного двойного убийства в финале звучит крайне иронично.
Источником смирения с конечностью существования также становится для героев мысль о возможном бессмертии их творений: Вернона — как журналиста и редактора, а Клайва — как композитора. Линли пытается завершить работу над «Симфонией тысячелетия», которая должна превзойти «Оду к радости» Бетховена; Вернон же решает путем журналистского разоблачения повлиять на ход истории в Британии, предстоящий сенсационный выпуск его газеты «Джадж» обречен стать «классикой, однажды его будут изучать в школах журналистики» [11; 125]. Но по иронии стремление к деятельности на благо общества сочетается с нарастающей изоляцией персонажей от окружающего мира, которая будет сопровождаться постепенным саморазрушением [4].
Развитие действия в романе представляет собой повествование в форме несобственно-прямой речи, что делает очевидным истинные мотивы деятельности Клайва и Вернона. Линли в надежде на освобождение от суеты буден отправляется в Озерный край, следуя примеру английских романтиков, воспевших единение человека с природой. Красоты прославленного края не вызывают в его душе никакого отклика: источником вдохновения, из которого должна родиться «неотразимая мелодия», «элегия умирающего века» (28), оказывается тщеславие, воспоминание о предшествующих достижениях. Вернон мнит себя борцом за лучшее будущее страны, поборником демократических свобод: «Он чувствовал себя значительным и милосердным, возможно немного жестоким, в по большому счету добродетельным, способным в одиночку противостоять течению, понимающим больше своих современников, знающим, что он фактически определяет судьбу страны и готов нести эту ответственность» [11; 109]. Но наибольшее удовлетворение ему приносит осознание собственного триумфа среди коллег: «Последующие два часа прошли с живостью оперетты, в которое все арии были его и в которой хор смешанных голосов восхвалял его» [11; 110].
Кроме того, создание бессмертных, классических творений потребует жертв: из страха забыть возникшую в голове мелодию композитор оставляет на произвол судьбы женщину, подвергшуюся нападению насильника, а Холлидей на алтарь собственной славы принципиального журналиста приносит карьеру и репутацию Джулиана Гармони. Данное обстоятельство их несколько смущает, но они с легкостью находят себе оправдание, действуя в духе своего времени. Европейское общество на пороге миллениума, представленное в романе Макьюэна, — это общество двойных стандартов, лишенное ясных нравственных ориентиров, охваченное лицемерием. Поэтому откровенный плагиат в творчестве может расцениваться как «постмодернисткое цитирование», а борьба за тиражи и прибыль прессы — как отстаивание свободы слова и демократических принципов. Исходя из данной логики, главные герои романа «Амстердам» не способны к адекватной оценке собственных поступков, хотя прекрасно видят нравственные несовершенства друг друга.
Кульминация романа обнаруживает абсолютное несоответствие между намерениями друзей и результатами их труда. Симфония Клайва не представляет ничего оригинального, а разоблачение лицемерного поведения Гармони Верноном на деле выглядит грязной сплетней желтой прессы. Но крайний эгоцентризм героев заставляет их искать причины провала во внешних обстоятельствах, и как следствие в их сознании возникает план отмщения с помощью эвтаназии. С точки зрения каждого из них, этот шаг, направленный на восстановление справедливости, порядка в мире, подобен чуть ли не трагическому выбору Гамлета и Отелло. Данная параллель возникает благодаря ряду шекспировских аллюзий и придает происходящему оттенок трагикомедии.
Финал романа неоднозначен. С одной стороны, разрешение внутреннего конфликта, который спровоцирован предчувствием конечности существования, направлено на полную дискредитацию героев. Как отмечает Малколм, «целое поколение 60-х годов вместе со значительной частью общества высмеивается в нравственном ничтожестве и обманчивом достоинстве Клайва и Вернона» [10; с. 194]. Необходимо подчеркнуть, что именно осознание неизбежности смерти является началом нравственного падения героев, апогеем которого становится убийство. Поэтому одной из причин нравственной несостоятельности шестидесятников, по мнению автора, оказывается сама логика экзистенциальной философии, основанная на утверждении преобладающей ценности индивидуального сознания, делающей «главным объектом философского осмысления духовный мир личности и бытие его индивидуальности в отчужденном социальном мире» [2; c. 434]. Сосредоточенность на проблемах собственного существования является источником крайнего эгоцентризма, так как не дает возможности выйти за рамки собственной личности, делает человека неспособным к самопожертвованию.
В то же время, развязка внешнего конфликта, содержанием которого является мнимое противостояние двух бывших друзей, раскрывает авторскую концепцию экзистенциальных проблем. Легализованной эвтаназии, которая критерием существования человекам утверждает ясное сознание и физическое здоровье, писатель противопоставляет приговор, вынесенный героями друг другу вследствие нравственной несостоятельности. Ответом общества на философские штудии ХХ века оказывается утверждение права человека на смерть, которое позиционируется как торжество европейского либерализма, но по сути свидетельствует о размывании нравственных понятий. То есть решение экзистенциальных проблем современной европейской цивилизацией делает очевидным ее глубокий духовный кризис, нравственное неблагополучие, становится в романе Макьюэна источником социально-критического пафоса.
Роман Иена Макьюэна «Амстердам» можно рассматривать как своего рода итог развития экзистенциальной проблематики в литературе ХХ века. Рассмотрение проблем жизни и смерти, выбора, самоопределения личности автор возвращает в плоскость классического философствования, что происходит благодаря использованию реалистических принципов художественного осмысления действительности. К ним можно отнести социальную обусловленность поведения героев, историческую конкретность времени и места действия, принцип объективности, возникающий благодаря контрастному сопоставлению видения событий глазами разных героев. Отказ от крайнего субъективизма экзистенциального романа приводит к определению автором сущности человеческого существования через призму общественных отношений, что делает нравственное достоинство личности главным критерием экзистенции, ставит вопрос о судьбе не homo sapience, а homo moralis.
Список литературы:
1.Панова О.Ю. Пути современной прозы в Великобритании// Постмодернизм: что же дальше? (Художественная литература на рубеже ХХ—ХХI вв.): Сб. науч. тр. / Ред-кол.: Соколова Е.В. (отв. ред. и сост.), Пахсарьян Н.Т. (сост.) и др. М.: РАН ИНИОН, 2006. — 323 с. — С. 138—171.
2.Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: словарь. М.: Флинта: МПСИ, 2005. — 464 с.
3.Begley, Adam. The Art of Fiction No 173: Ian McEwan// The Paris Review, 44:162. Summer 2002, [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.theparisreview.org/interviews/393/the-art-of-fiction-no-173-ian-mcewan (дата обращения 12.11.2013).
4.Chetrinescu, Dana. Rethinking Spatiality: The Degraded Body in Ian McEwan's Amsterdam //British and American Studies/Revista de Studii Britanice si Americane, 7, 2001. — Р. 157—165.
5.Childs, Peter. Ian McEwan's Enduring Love: A Routledge Study Guide. New York: Routledge, 2006. — 160 p.
6.Clarke, Roger, Gordon, Andy. Ian McEwan's Enduring Love: a reader’s guide. New York: Continuum, 2003. — 94 р.
7.Head, Domenic. On Chesil Beach: Another ‘Overrated’ Novella?//Ian McEwan: Contemporary Critical Perspective: 2nd Edition//Ed. by Sebastian Groes. A& C Black, 2013. — 208 p. — P. 115—122.
8.Kakutani, Michiko. 'Amsterdam': Dark Tour De Force//The New York Times. December 1, 1998 [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.nytimes.com/books/98/11/29/daily/amsterdam-book-review.html (дата обращения 13.11.2013).
9.Koval, Ramona. An Interview with Ian McEwan. 'Ian McEwan'//Books and Writing, 22 September 2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.eruditiononline.com/04.04/ian_mcewan_2.htm (дата обращения 13.08.2012).
10.Malcolm, David. Understanding Ian McEwan. Columbia, South Carolina: University of South Carolina Press, 2002. — 216 p.
11.McEwan, Ian. Amsterdam. New York: Anchor Books Edition, 1999. — 193 p.
12.Pritchard H. William. Publish and Perish// The New York Times. December 1, 1998 [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.nytimes. com/books/98/12/27/reviews/981227.27pritcht.html (дата обращения 13.11.2013).
дипломов
Оставить комментарий