Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2021 г.)
Наука: Филология
Секция: Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ФАМИЛИЙ В СИСТЕМЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ АНТРОПОНИМОВ
FEATURES OF REPRESENTATION OF SURNAMES IN THE SYSTEM OF AZERBAIJAN ANTHROPONYMS
Mehri Tofik Imankuliyeva
PhD candidate at the Department of Azerbaijani Linguistics University of Foreign Languages,
Azerbaijan, Baku
АННОТАЦИЯ
В статье определяется своеобразное место фамилий в системе антропонимов, и то, как они создают представление о корнях и прошлом поколения, к которому они принадлежат. Кроме того, анализируется роль прозвищ и псевдонимов в жизни человека и причины их появления. Также рассмотрены морфологические особенности прозвищ и кличек, иногда представленных в виде фамилий.
ABSTRACT
The article defines the peculiar place of surnames in the system of anthroponyms, and how they create an idea of the roots and the past generation to which they belong. In addition, the role of nicknames and pseudonyms in a person's life and the reasons for their appearance are analyzed. The morphological features of nicknames and nicknames, sometimes presented in the form of surnames, are also considered.
Ключевые слова: азербайджанский язык, фамилия, прозвище, псевдоним, система антропонимов.
Keywords: Azerbaijani language, surname, nickname, pseudonym, system of anthroponyms.
Ученый-лингвист Афад Гурбанов, изучавший богатое и сложное историческое развитие антропонимов, занимающих особое место в ономастике Азербайджана, всесторонне и серьезно изучил в связи с этим антропонимическую лексику. Конечно, прямое влияние общественно-политической среды и общества на систему антропонимов неоспоримо, но тем не менее азербайджанские антропонимы, находящиеся на этапе постоянного развития, постоянно обогащаются, развиваются и становятся носителями новшеств в соответствии с требования времени. «Каждое имя собственное имеет национальный характер и часто играет важную роль в определении национальности человека» [4, с. 202], и также сохраняет свою идентичность при переводе на другой язык.
Фамилии занимают особое место в системе антропонимов Азербайджана. Фамилия дает представление о прошлом, корнях и происхождении человека. Фамилии – это «ономастические единицы, обозначающие родословную человека» [1, с. 212].
«В нашем современном языке фамилия выполняет две функции. Во-первых, это помогает отличить одну семью от другой, а во-вторых, сохраняет имя целого поколения» [3, с. 280].
Появление фамилий, которые считаются антропонимическими единицами в ономастическом лексиконе Азербайджана, восходит к недавнему прошлому. Фамилии образовались еще в XIX веке и отличались своеобразием. Однако в период до употребления фамилий ведущую роль играли такие формы, как имя, псевдоним и прозвище. Профессор Афад Гурбанов в книге «Основы ономологии Азербайджана» по материалам XIX века отмечал определенные грамматические формы фамилий. Ученый-лингвист правильно указал фамилию как закономерное образование в системе антропонимов Азербайджана. Ученый напомнил, что фамилии занимают особое место в жизни человека, сказав, что «в азербайджанском языке фамилия образуется и распространяется в основном на основе мужского имени. Фамилия, образованная и распространяемая на основе женского имени, встречается очень редко» [2, с. 77].
Фамилии, которые основаны на названиях племен, людей, мест и имеют особое положение, часто образуются от имени деда или прадеда. Это главный признак, подчеркивающий родство семьи и всех поколений здесь.
В отличие от личных имен, в системе антропонимов прозвища возникают по разным причинам. Псевдонимы, которые всегда предшествуют личным именам, также используются для разных целей. Неофициальные прозвища, в том числе и местные, становятся более поздним дополнением к официальным именам людей. Толковый словарь интерпретирует это как «прозвище, то есть неофициальное имя, данное человеку из-за определенной характеристики или признака, который отличает его от других» [5, с. 231]. Если имя человека выбирает родитель или родственник, то прозвище дают люди. В наше время прозвища стали обычным явлением в языке. В исследованиях лингвиста-ученого Афада Гурбанова они сконцентрированы в двух группах:
1) Индивидуальные прозвища
2) Семейные или наследственные прозвища» [2, с.94-95].
Профессор А. Гурбанов перечислил в учебнике «Современный азербайджанский язык» три типа прозвищ, которые включают индивидуально-семейные, наследственные и местные типы, а в книге «Основы азербайджанской ономологии» сгруппировал их в два типа. Учитывая, что местные прозвища даются носителю окружающей социальной средой, в которой он живет, мы видим, что их создание не имеет ничего общего с прозвищами всего рода или поколений.
Известно, что прозвище местного жителя может впоследствии так или иначе стать прозвищем всего рода. Например, если прозвище «Сапожник» дано обществом в связи с профессией сапожника Махира, то его наследники могут стать своеобразным носителем этого прозвища. С этой точки зрения генерация прозвищ – это особенность функционирования имен собственных. Однако есть прозвища, которые даются по образу, внешности, должности. Например: Кечел Акиф (Плешивый Акиф), Гёпчу Мардан (Трепач Мардан) и другие. Эта группа прозвищ не наследственная, а индивидуальная. С этой точки зрения, на наш взгляд, целесообразно изучать прозвища в трех типах. Прозвища, как и личные имена, развиваются естественным образом и так или иначе связаны с социальными аспектами своего времени.
Псевдонимы занимают особое место в системе антропонимов Азербайджана в силу масштабности их развития и истории. Слово псевдоним (тахайюл), происходящее из арабского языка, используется после официального имени, в отличие от имени человека, и появляется в процессе социальной и литературной деятельности человека. «У каждого человека на Земле есть имя, но нет прозвища или псевдонима» [3, с. 282]. Факторы политического, культурного и исторического развития играют важную роль во влиянии на становление, формирование и развитие псевдонимов. По результатам исследований стоит отметить, что наша классическая литература, сложившаяся под влиянием восточных традиций, привела к количественному преобладанию псевдонимов арабско-персидского происхождения в системе антропонимов. Например: Хагани, Низами, Физули, Вагиф и другие.
Псевдонимы, занимающие особое место в антропонимической системе Азербайджана, были вовлечены в научную деятельность профессора А.Гурбанова, изучены их этимологические особенности.
Анализируя морфологические особенности псевдонимов, видно, что в азербайджанских псевдонимах встречаются суффиксы -i, -vi, -li, -ski. Особо следует отметить суффикс -li, который считается национальным суффиксом при образовании современных псевдонимов в ономастической системе азербайджанского языка. А. Гурбанов считал появление псевдонимов через суффикс -li «прогрессивным языковым явлением» [2, с.128]. Профессор Афад Гурбанов указал на появление современных прозвищ, заявив, что «обладатель псевдонима создает свой псевдоним, добавляя суффикс -li, -li, -lu, -lu к месту, где он живет или родился». Ученый также отметил возможность синтаксического создания псевдонима и подчеркнул, что указанные суффиксы сыграли особую роль в создании псевдонима. Например: Бакылы, Сальянлы, Гянджали, Ширванлы и другие.
Считаем, что, помимо синтаксического значения слова «оглу», слово «гызы» также может служить псевдонимом. Таким образом, слова «оглу», «гызы» имеют общесемейное значение, и в качестве прозвищ или псевдонимов могут использовать не только мужчины, но и женщины. Например, псевдонимы Асланоглу и Аслангызы, на наш взгляд, выполняют функцию псевдонима вне зависимости от пола. Современные прозвища морфологически и синтаксически представлены как фамилии группой лиц. Это, в свою очередь отражает в наших фамилиях национальное мышление, национальное сознание, национальный характер.
Выводы. Фамилия, прозвище, псевдоним, в отличие от имени человека, позже присваивается обществом и добавляется к имени. Однако фамилии можно назвать своеобразной «печатью», идентифицирующей поколение, к которому они принадлежат.
Список литературы:
- Qurbanov A. Azərbaycan onomalogiyasının əsasları.I cild, Bakı: “Nurlan”, 2004. 340 s.
- Qurbanov A. Azərbaycan onomalogiyasının əsasları. II cild, Bakı: “Nurlan”, 2004. 504 s.
- Qurbanov A. Müasir Azərbaycan ədəbi dili. I cild, Bakı: “Elm və təhsil”, 2010. 453 s.
- Qurbanov A. Azərbaycan dilçiliyi problemləri. I cild, Bakı: “Elm və həyat”, 2010. 444 s.
- Azərbaycan dilinin izahlı lüğəti. III cild, Bakı:1983.
дипломов
Оставить комментарий