Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Технические науки - от теории к практике» (Россия, г. Новосибирск, 26 января 2015 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Технология материалов и изделий легкой промышленности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СОЗДАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ОДЕЖДЫ
Баландина Елена Александровна
канд. техн. наук, доцент Омского государственного института сервиса, РФ, г. Омск
E-mail: balandina_elena@mail.ru
Гришкова Елена Юрьевна
студент Омского государственного института сервиса, РФ, г. Омск
E-mail: helen_grishkova@mail.ru
CREATING SPATIAL FORMS ON THE BASIS OF TRANSFORMATIONAL RECONSTRUCTION OF CLOTHING
Balandina Elena
candidate of technical sciences, Associate Professor of Omsk state Institute of service, Russia, Omsk
Grishkova Elena
student of Omsk State Institute, Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
В статье описываются проблемы и особенности создания сложных пространственных форм, дан анализ существующих методов. Авторами представлен алгоритм построения сложных пространственных форм на основе метода трансформационной реконструкции одежды.
ABSTRACT
This article describes the problems and peculiarities of creating complex spatial forms, gives the analysis of existing methods. The authors present an algorithm for constructing complex three-dimensional shapes on the basis of the method of transformational reconstruction of clothing.
Ключевые слова: Конструирование одежды; сложные пространственные формы; метод трансформационной реконструкции одежды.
Keywords: designing clothes, complex spatial forms, the method of clothing transformational reconstruction
Ничто в мире не стоит на месте, время стремительно движется вперед, развивая и усложняя все вокруг, даря нам новые идеи и возможности их воплощения. Конструирование, как и любая область науки также ищет новые подходы к задачам и путь их решения. Вместе с новыми идеями дизайнеров на свет рождаются удивительные вещи. Ценность техники кроя открывается заново, дизайн зачастую рождается в процессе разработке конструкции. А современные технические возможности позволяют воплощать в жизнь довольно сложные замыслы [1, с. 11—14]/
Одним из ярких направлений в моде последних лет можно выделить особую скульптурность формы, создание неповторимых объемов в одежде, где тело человека выступает лишь «каркасом». В связи с этим на первый план выходит ценность конструкций, способных передать необходимую форму и воплотить идеи автора. Четкость линий, сложные пространственные элементы, необычность идеи, сложный крой, форма и объем, вот что приковывает взгляды к подиумам. В сезоне осень-зима 2014—2015 года скульптурное направление представляют — Zac Posen и платья «оригами» от Ashish и Christopher Kane.
«Архитекторы моды» — так по праву названы дизайнеры XX века — Мадлен Вионне, Кристобаль Баленсиага и Чарльз Джеймс, Пьере Кардене и Роберто Капуччи, Рей Кавакубо и Хуссейн Чалаян [2]. Они относились к своим моделям не как портные, а как конструкторы, скульпторы, инженеры. И хотя их имена известны больше профессионалам, они стали поистине новаторами в мире женской моды, линий, кроя и стиля. Они те, кто служат источником вдохновения, те, кто раздвинули грани пространства создавая объем и оставляя после себя произведения искусства, являющимися экспонатами в музеях мира.
Сложные пространственные формы в одежде можно получить с помощью различных методов, приемов и материалов. Одним из старейших способов получения сложных форм в одежде является макетный способ и, тем не менее, актуальный и на сегодняшний день, представляющий неограниченные возможности. Современное и перспективное, широко применяемое направление в создании одежды является 3D сканирование и последующее 3D моделирование в различных специальных программах. Последним словом в индустрии моды является применение 3D принтера. Внедрение данных технологий для изготовления одежды находится лишь в начале своего становления, и его проникновение в эту отрасль сопровождается множеством трудностей, как с технической стороны, так и со стороны восприятия.
Среди современных дизайнеров, работающих со сложными пространственно-конструктивными формами и методами применяемыми ими для разработки данной методики и построения конструкции за основу были взяты способы трансформационной реконструкции костюма используемой японским конструктором и дизайнером Шинго Сато, и способ развертки поверхности изделий из проекта группы Mashallah Design и дизайнера Линды Котовски (Linda Kostowski).
Шинго Сато — японский конструктор и дизайнер, мастер инноваций, является представителем движения — трансформационной реконструкции костюма. Это комбинация двухмерного плоскостного конструирования костюма и трехмерной наколки на манекене. Среди самых известных моделей — юбка с фалдами, платье-оригами, воротник-аккордеон [4].
Модельер придает построенным на плоскости формам 3D-эффекты, используя геометрические формы, играя фактурой материалов и цветами. В готовом изделии швы соединения деталей не видны, конструктивные линии, переведены в декоративные.
Макетный метод, в данном случае, позволяет наиболее легко и достаточно точно определить опорные точки пересечения поверхности изделия и его пространственных элементов. Среди недостатков можно выделить — высокую трудоемкость, материалоемкость, затратность по времени. Это связано с поиском формы, что приводит к необходимости изготовления большого количества экспериментальных образов.
Проект группы Mashallah Design и дизайнера Линды Котовски (Linda Kostowski) в противовес «макетному» методу этот дизайнерский креатив создает свои коллекции при помощи программ 3D-моделирования. Их коллекции представляющие «скульптурные» футболки The T-Shirt Issue и Muybridge Pt. 2 [5, с. 33—39].
Творческий процесс выглядел примерно следующим образом: для начала при помощи специального сканера была создана объёмная графическая модель человеческого тела, после этого её «одели» в программе для 3D-моделирования, придавая будущим футболкам нужный скульптурный эффект. Готовый вариант перенесли в 2D, превратив в сложные выкройки. А по ним уже, при помощи лазера, вырезали готовые детали и сшили между собой.
Данный метод при работе дает высокую вариативность и наглядность при поиске конечной формы, экономя при этом время и значительно упрощая сам процесс (минимальное или полное отсутствие работы с экспериментальными образцами). С его помощью можно получить наиболее сложные пространственные формы. Недостатками можно назвать — сложность формулирования задач при построении и получении развертки, затратность процесса, связанное с наличием специального оборудования и программ.
При построении изделий со сложными пространственными эффектами приходится сталкиваться с целым рядом конструктивных и технологических сложностей — построение эскиза с правильной проработкой интересующих элементов, поиск опорных точек поверхности изделия и объемного элемента, развертка самого объемного элемента (при наиболее сложных формах), грамотное исполнение в изделии разработанной конструкции. В связи с этим использование современных методик является наиболее актуальным. Разработка новых методик, усовершенствование уже имеющихся, введение инноваций — вот то, что необходимо развивать, то, что позволяет упростить производственный процесс, давая возможность дизайнерам расширить рамки возможностей в реализации идей в готовое изделие.
В процессе исследования темы, была сформулирована задача — создание новой методики построения сложных пространственных форм на основе метода трансформационной реконструкции костюма. И был разработан следующий алгоритм [3, с. 76.]:
1. Подготовка подробного эскиза изготовляемого изделия, его детальная проработка. На эскизе должны просматриваться пространственное направление аппроксимируемых поверхностей, объектов или частей изделия. При наличии сложных пространственных объектов необходим отдельный подробный эскиз самого объекта.
2. Изготовление макета — «каркаса» изделия для нахождения опорных точек поверхности изделия и пространственных элементов, выбор секущих для последующего развертывания поверхности. За «каркас» может приниматься любое условное изделие швейного ассортимента одежды.
3. Нанесение на «каркас» аппроксимируемых следов геометрических фигур, тени отдельных элементов, линии ребер, перегибов, сечений.
3.1. При наличии сложных пространственных элементов проводят отдельное дополнительное построение с учетом следа на поверхности «каркаса».
3.2. По построенному элементу происходит уточнение размеров и контуров следов на «каркасе» изделия.
4. В соответствии с нанесенными контурами следов выбираются линии сечения поверхности. Они выбираются с учетом максимального удобства при дальнейшей работе, для более простого и полного доступа к наиболее сложным местам конструкции. Выбор обуславливается дальнейшей технологической сборкой изделия.
5. Расстановка контрольных надсечек по линиям сечения, что позволяет упростить процесс сборки изделия. Количество контрольных надсечек зависит от сложности конструкции.
6. Рассечение «каркаса» по выбранным секущим линиям и получение первоначальной развертки поверхности.
7. Работа с полученной разверткой, ее последующее моделирование.
8. Изготовление лекал проектируемого изделия необходимых для раскроя изделия.
9. Технологический процесс сборки изделия.
Разработка алгоритма — это первый этап работы. На данный момент идет этап апробирования разработанного алгоритма, а именно изготовление экспериментальных макетов, уточнение и отработка методики, внесение корректировок.
Создание новой методики построения пространственных форм на основе метода трансформационной реконструкции костюма является новым подходом к проектированию эксклюзивных изделий легкой промышленности, и позволят усовершенствовать процесс конструирования, дает возможность создавать наиболее сложные и неординарные модели изделий.
Список литературы:
- Баландина Е.А. Формирование геометрической модели сложной каркасной поверхности и получение ее развертки применительно к конструированию одежды // Омский научный вестник. 2012. № 3 (113).
- Горюшкина Н. Архитекторы моды: семь великих дизайнеров XX века. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.osinka.ru/Moda/Designer/2012_Fashion (дата обращения: 12.11.2014).
- Гришкова Е.Ю. Инновационный крой или все грани объема // Молодежь, наука, творчество 2014. Сборник статей в 2-х частях. Часть 1. 2014.
- Инновационный крой. //«Ателье» 2013. № 4 (148).
- Мягкие скульптуры в проекте The-Shirt Issue [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.novate.ru/blogs/060312/20241 (дата обращения: 12.11.2014).
дипломов
Оставить комментарий