Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(107)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА
Картина мира – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Художественная картина мира относится к средствам моделирования реальности и является одним из вариантов восприятия действительности, вместе с исторической, научной, религиозной, мифологической и философской картинами мира. Между собой все виды взаимосвязаны и так или иначе дополняют друг друга. Художественная картина мира отдельных авторов отличается своеобразием вследствие чего, языковая репрезентация авторской художественной картины мира является актуальным объектом исследования. Авторская художественная картина мира – это специфическая форма мировосприятия, которая выступает как альтернатива реальному миру и представляет собой результат внутренней работы автора, его творческой деятельности [2]. Можно сказать, что авторская художественная картина мира – это такой особый стиль, в котором выдержанно произведение, а стиль в данном случае индивидуален, так как является продуктом творческой мыслительной активности автора. Индивидуальная художественная картина мира – это призма, через которую отражается реальная (виртуальная) действительность, преобразуясь в художественную картину мира произведения [1].
Процесс художественного отражения мира тесно связан с эстетическим восприятием, поэтому нам необходимо разобраться, что составляет художественную картину мира. Следует пояснить, чем особенно эстетическое восприятие. Эстетическое (художественное) восприятие — протекающее во времени специфическое отражение человеком произведений искусства (художественное восприятие) а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность. Характер эстетического восприятия определяется предметом отражения, совокупностью его свойств [5]. Так, эстетическое восприятие будет включать в себя фольклорные и мифологические образы, взятые за основу для создания образа некоторых героев произведения, элементы интерьера и природы на которых заостряется внимание читателя. Таким образом, мы можем предположить, что в состав художественной картины мира входят: эстетическое восприятие, образы, символы, художественные детали, хронотоп, пейзаж.
Образ – это представление общего через единичное (частное), абстрактного через конкретное, отвлеченного через чувственно-наглядное, осязаемое [4]. Признавая объективный характер произведения как части культуры, мы признаем, что оно тесно связано с восприятием создающего и воспринимающего его человека [8]. Образность художественного произведения приобретает особое выражение через выбор автором в связи с его эстетическим восприятием не только самих объектов (элементов природы, окружения, создаваемых персонажей) но и методов, приемов, средств выразительности, которые автор выбирает для выражения своих мыслей и чувств. Автор текста кодирует определенными языковыми средствами собственное эмоциональное отношение к передаваемым событиям, персонажам, и в то же время стремится вызвать у читателя эмоции, созвучные авторскому замыслу, так что одновременно осуществляется экспрессивная сторона речи (функция самовыражения) и воздействие на адресата [1].
Художественная деталь – это одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении [1]. Художественная деталь может воспроизводить черты быта, портрета, обстановки, пейзажа, а так же состояние, действие, речь героя. Деталь отвечает за образность предмета, дополняет его, но не меняет тона и основных характеристик
Cимвoл – этo мнoгoзнaчный oбpaз, выpaжaющий кaкиe-либo глyбинныe cмыcлы, пopoй пpoтивoпoлoжныe дpyг дpyгy. Oбpaз cтaнoвятcя cимвoлoм, кoгдa oн пpиoбpeтaeт дoпoлнитeльныe, иcключитeльнo вaжныe знaчeния [1]. Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык». Символы известны с древнейших времен у разных народов. Художественное произведение не представляет собой прямолинейного построения мысли, в котором символы бы присоединялись один к другому [3], поэтому мы можем говорить о наложении значений. Символом в литературе могут быть предметы, животные, явления природы и погоды, цвета могут иметь символичность, а так же признаки предметов и действий.
Хронотоп — «закономерная связь пространственно-временных координат» [6]. Важность категории времени для художественного произведения состоит в том, что временная ориентация повествования определяет характер используемых автором произведения языковых средств [8]. Например, текст в повествовании от первого лица ориентирован на временной опыт рассказчика, а в повествовании от третьего лица такая ориентация отсутствует. Хронотоп через своё жанровое значение тесно связан с понятием сюжета. Чем больше пространственно-временных элементов используется, тем сложнее сюжет. В рамках одного произведения может быть несколько миров. Хронотоп отчасти обуславливается выбором времени повествования. А сюжет выбором языковых форм для обличения идеи (индивидуальной стороной любого высказывания, авторской картиной мира).
Ещё одним элементом, входящим в художественную картину мира, является пейзаж. Толковый словарь Ожегова С.И. дает такое значение – вид какой-либо местности; виды природы и описание природы в литературном произведении [7]. Он воздействует на читателя не напрямую, а опосредованно. Обычно пейзажные компоненты выступают фоном, характеризующим место действия. Природа может быть и одним из центральных героев произведения. Введение пейзажных элементов необходимо в тех случаях, когда без них невозможно передать атмосферу происходящего. Он может стать частью образа героя, если отражает его эмоционально-психологическое состояние.
Таким образом, можно сказать, что художественная картина мира состоит из шести компонентов. Ими являются: хронотоп, образ, художественная деталь, пейзаж, символ и эстетическое восприятие. Вместе они переплетаясь и дополняя друг друга раскрывают авторскую задумку через использованные автором языковые средства (в том числе и средства художественной выразительности). Текст отражает определенные элементы языковой картины мира автора, но полностью она в тексте не реализуется и должна нести новое о реальной действительности, иначе коммуникативный эффект текста будет ослаблен.
Список литературы:
- Бeлoкypoвa C.П. Cлoвapь литepaтypoвeдчecкиx тepминoв / С.П. Белокурова – Cанкт-Петербург, 2005. – 350 с.
- Белоусова Е.Г. Основные характеристики художественной картины мира, репрезентируемой в произведениях жанра фэнтези // Молодой ученый. – 2011. – №4. Т.1. – С. 200-202 – URL: https:/maluch.ru/archive/27/3008 (дата обращения: 06.09.2019)
- Виноградов В. О. О теории художественной речи / В. О. Виноградов – Москва : Высшая школа, 1971. – 239 с.
- Кухаренко В. А. Интерпретация текста: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2103 «Иностранные языки» / В. А. Кухаренко – Ленинград : Просвещение, 1978. – 326 с.
- Краткий словарь по эстетике : кн. для учителя / под ред. М. Ф. Овсянникова. – Москва : Просвещение, 1983. -223 с.
- Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия науки и техники: Тематический словарь справочник. Учебное пособие. – Москва : МИИТ, 2009. – 424 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова — 4-е изд., Москва : Высшая школа, 1993. — 944 с.
- Тураева З.Я. Категория времени: время грамматическое и время художественное / З.Я. Тураева – Москва: Высшая школа, 1979 – 219 с.
Оставить комментарий