Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2013 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
НАШИ ИГРЫ И ИГРУШКИ
Старков Михаил
Класс 2 «A», гимназия № 1, г. Новороссийск
Колмакова Антонина Ивановна
научный руководитель, учитель начальных классов, гимназия № 1, г. Новороссийск
ВВЕДЕНИЕ
Как воздействуют различные игры и игрушки на ребенка и его развитие? Когда появились первые игры? В какие игры играли наши предки? Эти вопросы являются достаточно простыми, но в то же время актуальными, значимыми и интересными как для детей, так и для их родителей, так как в жизни ребенка игры и игрушки занимают очень большое и важное место.
Цель исследования узнать, как связана игра детей и их реальной жизнью и какую роль занимают игры в жизни детей. Цель достигается решением следующих задач:
1. Узнать что такое игра.
2. Выяснить как возникли и развивались игры и игрушки.
3. Выявить какова роль игр в развитии ребенка.
1. Что такое игра.
В настоящее время существует множество определений понятия «игра». Исследованию ее сути посвящены научные труды известных педагогов К.Д. Ушинского [1], А.С. Макаренко [5], Н.К. Крупской [3], социологов И. Лаунерпа, Р. Пфютце, Н. Христензена, Е. Петровой, А. Валлона [7] и др, психологов К. Грооса, В. Штерна, З. Фрейда, А. Адлера [8] и многих других ученых из различных сфер научных знаний.
Взгляды ученых на определения понятия «игра» расходятся (табл. 1) в части отражения ее социального характера и связи с понятием «труд». Обобщая различные подходы к определению понятия «игра» можно сделать вывод, что игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра влияет на формирование личности ребенка и готовит его к адаптации условиям реальной жизни и труду.
Игрушка — предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект.
О том, какие в какие игры играли наши предки в наши дни можно судить по найденным игрушкам.
2. История игр и игрушек.
Игры появились еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие [2].
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. Она мало чем отличалась от современных погремушек, разве что материалами и техникой изготовления. В Древней Греции и Риме считалось, что своим шумом погремушки отгоняют злых духов. Они изготавливались в форме, напоминающей различных животных, а внутрь помещали камешки или шарики. В начале 1 тыс. до н. э. в Египте при изготовлении игрушек стали использовать образ коня, в основном лошадок делали из глины. А позже появились первые лошади-качалки и детские двухколесные каталки с длинной ручкой и маленьким кузовом для ребенка. В Египте были найдены первые куклы. Эволюция игр и игрушек представлена а таблице 1. В Египте, Древней Греции и Риме куклы для игр изготавливались из глины и дерева, а руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок и часто были подвижны. Египетские куклы имели даже сложные прически.
В средние века основным местом производства игрушек, а также игрушечным рынком всего мира стал германский город Нюренберг. Парижские игрушечники в XVI веке делали кукол из гипса на заказ, цены на них были очень высоки, а потому такие игрушки были доступны не многим. Чуть позже во Франции начали изготавливать фарфоровые куклы среднего роста, с формами взрослой женщины, демонстрирующие модные новинки. Обычно к этим куклам прилагался целый гардероб с множеством вещей. Это был прототип современных манекенов. В Голландии у знати было принято иметь в доме не просто кукол, а целые кукольные дома. Такие дома были настоящим произведением искусства и стоили целое состояние.
Таблица 1.
Этапы развития игр и игрушек (составлено автором)
Период |
Игры и игрушки |
Материалы игрушек |
Древний мир (Древний Египет, Древняя Греция и Римская Империя, Китай) (2 тыс. лет до н. э. — конец V в.) |
Погремушки, куклы, фигурки богов, животных (лошадки), кости, настольные игры (сенет) китайские игральные карты, спортивные игры (борьба, состязания в беге, на колесницах, бои гладиаторов и т. д.), мяч |
Дерево, глина, кости животных, камни, высохшие плоды
|
Средние века (Европа, Азия, Китай, Япония, Корея, Россия) (конец V — конец ХVI вв.) |
Куклы, солдатики, качалки , ходунки, кости, настольные игры (шатуганга, чанги, сянцы, лото, игральные карты, шахматы), ходули, биты, кегли, пирамиды, спортивные игры (теннис, бокс), боулинг, неваляшка |
Гипс, метал, ткань, глина, дерево, кости животных
|
ХVII—XVIII века (Европа, Азия, Россия)
|
Спортивные состязания, психологические игры («язык цветов», «верю-не верю», «мушки»). Ролевые игры («в мушкетеров», «в войну»). Кукольные домики. |
Фарфор, ткань, солома, дерево
|
XIX — начало XX века (Европа, Азия, Россия, США) |
Оловянные солдатики и лошадки, пушки, оружие (сабли, пистолеты), спортивные игры (футбол, баскетбол, хоккей), мягкие, соломенные, бумажные игрушки |
Папье-маше, олово, воск, стекло
|
50-е — 80-е годы XX века
|
Елочные игрушки, статуэтки, транспорт, военная и строительная техника (танки, самолеты, корабли, легковые и грузовые автомобили), плюшевые игрушки (мишки, зайчики), конструкторы, логические игры (кубик Рубика, змейка, Эрудит) |
Вата, фарфор, плюш, метал, пластмасса
|
Современный период
|
Компьютерные игры для PC, PSP, Cега, ХBOX, Wii, конструктор Lego, роботы, ниндзи, герои различных мультфильмов (Мики Маус, Стич, Пери Утконос и т. д.) |
Метал, пластмасса, плюш, ткань, компьютерные программы |
На протяжении многих веков игрушки практически не видоизменялись, но к концу XIX — началу XX века в этой сфере произошел невиданный скачек. Игрушки стали производиться для массового покупателя. С каждым десятилетием игрушки начали становиться все красивее, ярче, сложнее и реалистичнее. Производство игрушек становится еще разнообразнее, когда их начали делать из папье-маше. Вдобавок появилась технология изготовления по формам.
В двадцатом веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. В 50-х годах в СССР в моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и, конечно же, солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки. В середине XX века появились игрушки из пластмассы.
Освоение космоса внесло свою лепту в игрушки следующего десятилетия. А дальше уже советская мультипликация и Олимпиада-80 становятся источником для новых персонажей — Вини Пух и Котенок Гав, Чебурашка и Крокодил Гена. Ну а в новейшей истории России, наряду с уже перечисленными героями, появляются многочисленные зарубежные персонажи — Барби и черепашки Ниндзя, Человек-паук, Бэтмен, феи Винкс, бакуганы, герофакторы.
Но, несмотря на все трансформации, которые претерпевали игрушки на протяжении многих веков, их назначение осталось неизменным – все они призваны для того, чтобы помогать детям развиваться и учиться.
3. Роль игр в развитии ребенка
Знакомство с литературными источниками и данными сети ИНТЕРНЕТ [1, 3, 4, 6, 8] помогло выявить, что значат игры для ребенка, что они ему дают и как влияют на развитие. Игры дают удовольствие; дают свободу (это не долг, не закон, не принуждение); отвлекают от скуки; снимают напряжение реальной жизни (дает радость духовных и физических сил); приучают к порядку (имеют абсолютные и несомненные правила); создают гармонию (играющий стремиться к совершенству, к разрешению главной задачи игры); дают увлечённость (в игре нет частичной выгоды, она увлекает человека целиком, активизирует его способности); усиливают сплоченность коллектива (интереснее играть с друзьями в команде или друг против друга); развивают ум (дают неопределенность, активизирует способность к развитию); развивают остроумие (в игре возникают смешные ситуации, рождаются шутки); активизируют творчество и воображение (всегда нужно что-то придумать, чтобы игра была интереснее); учат различным навыкам (в игре проще приобрести навыки, необходимые в реальной жизни); дают физическое совершенствование (спортивные игры); дают понятие о чести (друг за друга, честная победа, один за всех и все за одного, лежачего не бьют).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игры и игрушки появились еще в древности, всегда являлись необъемлемыми составляющими жизни детей и играли важную роль в их воспитании, обучении и развитии как средство психологической и социальной подготовки к будущим жизненным ситуациям. Понятие и сущность игр, а также их влияние на жизнь современных детей явились предметом исследования многих российских и зарубежных исследователей, и научный интерес к этой теме не ослабевает до сих пор.
Список литературы:
- Амосова Н.В. К.Д. Ушинский. О воспитании // Образовательный портал «Слово» — 2012. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36629.php
- Библейская Энциклопедия, перевод на русский язык, Российское Библейское Общество, 1995 г., с. 190.
- Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1959, т. 6, с. 345
- Кудашов Г.Н. Игры для детей / Роль игры в развитии ребенка // Сайт для умных родителей «Твой ребенок» — 2011. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tvoyrebenok.ru/chto_daet_igra.shtml
- Макаренко А.С. Игра. — Соч. М., 1957, т. IV
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. — М.: Просвещение — 1983. — 144 с.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982 г. — 345 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб: Издательство Питер, 2000. — 712 с.
отправлен участнику
Комментарии (13)
Оставить комментарий