Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2014 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПАМЯТЬ О ТОМ, ЧЕГО НЕ БЫЛО (АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.С. ГУМИЛЕВА «ПАМЯТЬ»)
Кромина Евгения Ивановна
студент 3 курса, кафедра русской и зарубежной литературы СФ БашГУ, РФ, г. Стерлитамак
E-mail: MishinaGV@yandex.ru
Мишина Галина Витальевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент СФ БашГУ, РФ, г. Стерлитамак
В творчестве Н.С. Гумилева важным является мотив узнавания: все, что встречает герой на своем пути, кажется ему знакомым. Он как бы вспоминает о том, что было когда-то раньше, до его нынешней жизни. Но герой не только случайно сталкивается с образами прошлого, воплотившимися в настоящем, он сознательно стремиться к ним, ибо там его духовная родина, там он чувствует себя настоящим. Можно выделить в поэзии Гумилева несколько способов вспомнить то, что если и произошло в действительности, то без реального присутствия героя, и поэтому не может называться памятью в общепринятом смысле, это скорее прапамять. Итак, это наркотическое опьянение, сон и способ, позволяющий раствориться в памяти, в истории полностью — смерть.
Первым способом пользуются герои рассказа «Путешествие в страну эфира» (1914), но такой уход из реального времени краткосрочен и предлагает зависимость человека от наркотиков. В состоянии сна герой «вспоминает» о своем присутствии на отдаленных временных отрезках в иных воплощениях.
Герой во сне не обязательно человек, он может быть животным (непременно хищником) или деревом. Воплощение человеческого «я» в сильном животном — приобщение не только к общечеловеческой, но и к общемировой, вселенской истории. Современница Н.С. Гумилева, О.А. Мочалова так объясняет его пристрастие к сильным хищникам: «Думается, пристрастие выросло из переплетенных корней. Любовь сильного к сильному, завоевательный интерес с ним сопоставиться. Любование красотой хищников… Сочувствие тоске их пленения — и человеком, и условиями дикого существования. И — наиболее сложное — провиденье переходных форм звериного бытия» [2, с. 116].
Поэтому и смерть для поэта — только способ преодолеть время, пройти сквозь века от истоков существования до конечной точки и вернуться назад. Сон, смерть только освобождают человека от оков реальности, снимают трагичность конечности жизни.
Если исходить из теории сансары, с которой был знаком Н. Гумилев, то герой вспоминает свои предыдущие жизни. То есть, человеческое существование представляет собой цепь воплощений. Наиболее показательно в этом отношении стихотворение «Память» (1921) из сборника «Огненный столп». Лирический герой в нем проходит путь от языческого древнего мага до Христа через перипетии собственной жизни.
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела [1, с. 213]
По логике поэтической мысли Гумилева получается, что человек в каждом новом воплощении — это другой человек, проходящий внутри собственного мира путь от начала к совершенству. Но если рассматривать этот вопрос в контексте всего стихотворения, то оказывается, что автор признает «старение» и «рост» души в ходе всеобщей истории. Память в данном случае играет мистическую роль: она ведет героя через всю цепь его перевоплощений, заставляя заново переживать все взлеты и падения, радости и боли, включает его в систему вселенского движения, раскрывает тайны прошедших эпох и место героя в них. Это сила, которой человек подчиняется невольно, но покорно отдает в ее руки свою жизнь. Память связывает воедино все стороны личности героя.
Субъектно-объектная организация стихотворения [3] такова, что авторское сознании, выраженное в «я» лирического героя, дистанцируется от других типов сознания внутри текста, но подчеркивается общность материального характера — «это тело», одинаково принадлежащее всем, включенным в систему прапамяти. Первый образ, предстающий перед читателем, — «колдовской ребенок». Он ориентирован на истоки, первобытное сознание, когда человек и природа были единым целым. Герой-маг, «словом останавливавший дождь». Власть его речи огромна именно благодаря гармоничности и чистоте эпохи.
От «колдовского ребенка», владеющего волшебством слова, память ведет лирического героя к поэту, утратившему это волшебство. Автор не чувствует симпатии к этому второму, потому сто он слишком земной, вовлеченный в водоворот обыденных стремлений, променявший свободу на «вывеску поэта». Помимо того, что автор напрямую высказывает свое отношение к нему, — «он совсем не нравится мне». Автор стремится как можно больше отдалить его от себя с помощью анафоры : «он… он… он». Местоимение третьего лица дистанцирует, подчеркивает разнородность героев.
Но вот герой вырывается на волю:
Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака [1, с. 213]
«Я» и «он» уже не дистанцированы. Глагол «люблю» перекидывает мостик от одного к другому. На первый план выходит активный романтический герой, он движется наперегонки со временем, наполнен радостью и энергией. В девятой строфе строка «тот ли это или кто другой» значительно расширяет субъектно-объектные границы стихотворения. «Другим» может быть кто угодно: «он» или «ты», или «я». Так герой включает себя в образный ряд мореплавателя и воина.
Воин — следующая ипостась этого же героя, для которого важны иные ценности: Родина, священный долг перед ней. Герой чувствует свою причастность к достижению «славы Отчей». Автор понимает миссионерскую роль России, мечтает о времени,
…когда взойдут, ясны,
Стены нового Иерусалима
На полях моей родной страны [1, с. 213]
Блаженное прошлое воплотится в будущем, гармония восстановится, круг замкнется. И тогда герой оказывается на расстоянии одного шага от соединения с Абсолютом, Истиной, которые несет путник.
Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему [1, с. 213]
Ф Ницше в книге «Так говорил Заратустра» называет путником Заратустру, постоянными спутниками которого является орел, а в конце к ним присоединяется лев [4]. Но те же стихотворные строки отсылают нас к библейской традиции. Возможно, лев и орел — животные вокруг престола, стоящего на небе: «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откровение, 4,7). Безусловно влияние того и другого источников. Известно, что Гумилев был религиозен и читал труды Ф. Ницше.
В основу стихотворения «Память» положен сюжет произведения Ницше, но наполняется новым содержанием. В стихотворении путник — это человек, проповедующий особую, индивидуальную мечту. Как только появляется этот герой, начинает звучать твердое «я»: «Я угрюмый и упрямый зодчий». Личность ставится на небывалую высоту, и пауза в этой строке — это утверждение своего положения, внезапная немота от сознания собственного величия.
Финал стихотворения трагичен. Перед читателем вновь ситуация сна: человек кричит… и просыпается, чуть не дотянувшись до мечты. «Крикну я …, но разве кто поможет…». Здесь «я» исчезает, растворяется в многоточии, тонет в окружающем безмолвии. И вот человек снова вынужден начинать цепь перерождений, он опять замкнут рамками памяти и включен в туманно-обобщенное «мы». Последняя строфа заканчивается теми же строками, которыми начиналось стихотворение.
В конце стихотворения возникает ситуация, подобная той, описана в романе Р. Хаггарда «Она». Огненный столп, Дух Жизни, воплощением которого в стихотворении является путник, может принести бессмертие, но приносит новую боль или гибель [5].
В контексте данного стихотворения возникает модель, представляющая общемировое движение в виде концентрических кругов. Внешний круг — вселенское движение развития, становления и разрушения. Внутренний круг — жизнь одного человека — по сути повторяет внешний, но в меньших масштабах. Общемировое время сжимается до рамок человеческой биографии. Герой, как мы могли видеть, проходит все этапы от развития к разрушению и возвращается к началу, таким образом, точка отправления является и точкой конца пути. Но по Гумилеву, на каждом этапе жизни герой — это другой человек. Жизненные доминанты каждого нового героя обозначены рифмующимися словами. В первом случае это «роща» и «дождь», во втором — «лира» и «мир». Это статичные, вещные приметы прошлого. Только на витках мореплавателя и воина в ударной позиции стоят слова, обозначающие динамику, направления движения: «свобода», «бой», «путь». Все эти образы приходят в состояние единения при встрече последнего героя с путником. Поэтому на последнем отрезке Память заставляет его посмотреть на себя как на множество «я», живущих в одном теле. Герой соткан из противоречий, он разный и поэтому целостный, поэтому для него возможен путь от начала до конца.
Почему же герой не может вырваться из круга, прикоснуться к бессмертию? Вероятно, это может объяснить первоначальная редакция стихотворения, где после 11 строфы была еще одна:
Каждое мной сказанное слово —
Это молот, бьющий в груди гор,
Злящийся, что время не готово
И пространство медлит до сих пор [1, с. 254]
Главным неожиданно становится внутренний круг человеческой жизни, он существует по своим законам. Внешние традиционные время и пространство его не удовлетворяют, он чувствует, что его дух уже прошел всеми путями и во всех временах реального бытия и теперь стремится в неведомые дали, в новое измерение.
Список литературы:
- Гумилев Н.С. Избранное. М.: Панорама, 1995.
- Жизнь Николая Гумилева (Воспоминания современников) / Сост. Ю.В. Зобнин. Л.: Изд-во междунар. фонда истории науки, 1991.
- Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения // Корман Б.О. Методика вузовского преподавания литературы. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2009 — С. 12—134.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб: Азбука, 1996.
- Хаггард Р. Она // Хаггард Р. Собрание сочинений в 10 томах. М.: terra, — 1993. — Т. 10. — С. 7—139.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий