Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ГЕРОЙ-МАЛЬЧИШКА В ПОВЕСТИ В.П. КРАПИВИНА «САМОЛЕТ ПО ИМЕНИ СЕРЕЖКА»
Золотухина Анастасия Владимировна
студент филологического факультета МГУ им. Ломоносова, РФ, г. Москва
Октябрьская Ольга Святославовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц. филологического факультета МГУ им. Ломоносова, РФ, г. Москва
В.П. Крапивин является последователем и в некоторой степени преемником традиций А.П. Гайдара. Прежде всего, это связано с тем, что творчество Аркадия Петровича приходится на первую половину ХХ века, а Владислава Петровича — на вторую. Поэтому к тому моменту, когда создается повесть о Роме Смородкине и его друге Сережке, в детскую литературу вошел и утвердился образ самостоятельного и сильного героя-мальчишки Тимура. И, конечно, В.П. Крапивин не мог создать своих героев, не ориентируясь на достижения и новшества предшественников.
В.П. Крапивин почти всю жизнь писал для детей и издавался в различных детских журналах. Многие его произведения востребованы и интересны и по сей день. Особенно известны его фантастические повести. Героем выбранной нами для рассмотрения повести является мальчик-инвалид Рома Смородкин. Он, как и Тимур А.П. Гайдара, — боец, но только борется он не с «шайкой» Квакина и не с врагами, а с серьезным недугом: он не может ходить. В.П. Крапивин показывает, как трудно такому ребенку найти себе друзей. Ведь он не такой, как все. Чтобы дружить с ним, нужно привыкнуть носить тяжелое инвалидное кресло, а на это не многие согласны. Однако Рома, осознавая все это, не теряет надежду, и поэтому однажды находит настоящего друга. Автор показывает, как важно для подростка иметь живое воображение, оно способно изменить его жизнь, и даже вылечить от неизлечимой, казалось бы, болезни.
Герои повести А.П. Гайдара, как и Ромка, не могут позволить взрослым подчинить их волю себе, навязать что-то, чего они, самостоятельные подростки, не хотят. Так Ромке не нравится, когда мама ограничивает его свободу, хочет отправить его в интернат. Его обижает ее недоверие и неверие в то, что он абсолютно самостоятелен: «И разве я такое уж скверное "приданое"? Почему "совсем не приспособленный к жизни"? Я же дома все делал сам. И прибирался, и суп умел сварить и даже знал, как стирать в машине «Малютка». И электрический утюг чинить меня дядя Юра научил...» [3].
Но в то же время мальчишка жалеет маму, потому что она у него «молодая и красивая», хотя она и далеко не всегда понимает своего сына, часто споря и ругаясь с ним. В.П. Крапивин показывает, что даже очень хорошая мать никогда не сможет заменить мальчишке отца. Поэтому Рома страстно мечтает, чтобы мама вышла замуж, и даже выбрал ей мужа, а себе отчима — дядю Юру. Мальчишку привлекает в дяде Юре его мужество и сила. Ему нравится, что этот взрослый относится к нему, как к равному, будто не замечая Роминого недуга. Именно дядя Юра приходит на помощь Роме, когда в дом пытался попасть грабитель. Благодаря тонкой душевной организации Ромка чувствует, что дядя Юра искренен с ним и что он действительно любит и Рому, и Ромину маму. Когда его планы рушатся, мальчик искренне несчастлив. Однако желание мальчишки расти в настоящей, полной семье не ослепило его, именно поэтому он против того, чтобы его мама встречалась с Верховцевым, в котором мальчишка интуитивно чувствует скрытую подлость, не верит его подчеркнуто вежливой и доверительной форме общения и считает, что Верховцев не искренен.
Рома не чувствует себя «особенным», он считает себя обычным мальчишкой, которому не место в интернате для инвалидов: «А мама снова и снова заводила разговор об интернате: — Тебе нужен коллектив, товарищи. Такие же, как ты. Чтобы ты чувствовал себя равным среди равных...Но я не хотел быть таким равным. Нет, не подумайте, что я как-то по-нехорошему относился к инвалидам. Если бы я сам умел ходить, я мог бы вполне подружиться с больными ребятами и помогал бы им во всем. От души, а не из жалости. По-моему, такие ребята всегда должны быть с обыкновенными мальчишками и девчонками. И среди них стараться чувствовать себя равными. Если сильно захотеть, можно добиться многого!» [3].
Он не верит, что болезнь — это то, что может помешать ему в жизни, он искренне верит, что когда вырастет, то будет жить как все: у него будет машина или мотоцикл, интересная работа (книги будет писать). Это говорит, с одной стороны, о том, что герой — сильная личность, считающая, что имея желание, можно добиться чего угодно. С другой, — Ромка не видит ничего страшного в своей болезни, не понимает, какие серьезные сложности она может представлять в будущем, ведь у него есть более важные дела: защищать маму, помогать девочке Сойке.
Герой не считает свою жизнь плохой и скучной, благодаря живому воображению и книгам, ему хорошо на его «капитанском мостике». Однако только с появлением настоящего друга Ромка становится поистине счастлив. Друг Ромки — Сережа Сидоров — не просто мальчишка. Он полностью меняет жизнь «балконного жителя», но не только тем, что гуляет с ним, не стесняется носить коляску, катать его по улицам, но и потому, что раскрывает ему свою волшебную тайну: он умеет превращаться в самолет.
С самого начала произведения автор намекает на то, что должно произойти, как должен излечиться Ромка: «Один молодой врач говорил, что тут много зависит от моей силы воли, от самовнушения. «Заставь, — говорит, — себя подняться». Один раз даже заорал на меня неожиданно: «А ну, встать! Немедленно!..» А я моргаю: как это встать, если невозможно?» [3]. Но, действительно, герой сможет встать на ноги, когда у него появится действительно сильный импульс: спасение жизни лучшего друга.
Сережу и Ромку сближает и то, что у них неполные семьи. И каждый жалеет другого, считает себя счастливее. У Сережи нет матери, она умерла три года назад, а у Ромки — отца, он умер, когда мальчишке было всего два года. В.П. Крапивин как бы переосмысливает все те проблемы, которые ставит А.П. Гайдар в своей повести. Так, если А.П. Гайдар не рассматривает детально отношения мальчишки в семье и выводит на первый план отношения мальчишки со сверстниками, то В.П. Крапивин считает и те, и другие отношения равноценными, и уделяет достаточное внимание рассмотрению и тех, и других взаимоотношений.
И Сережа, и Ромка, подобно Тимуру, способны на серьезные взрослые поступки: Сережа жертвует своей жизнью ради спасения людей. Однако В.П. Крапивин сохраняет именно прелесть мальчишества (в то время как А.П. Гайдар делает из Тимура уже почти взрослого человека). В повести А.П. Гайдара повествование максимально объективизировано, а повесть «Самолет по имени Сережка» выстроена как дневниковые записи мальчишки Ромки. Такая организация повествования максимально ориентирована на читателя-подростка. Она предельно ясно обнажает душу героя.
В повести В.П. Крапивина практически отсутствуют отрицательные образы (исключением является ухажер матери Ромы — Верховцев). Скорее всего, автор поддерживает мнение писателей XIX столетия о том, что все мальчишки от природы благородны и честны, и в то же время не интересуется тем, как может измениться мальчишка, если на него оказывают дурное влияние взрослые. Все внимания писателя сосредоточено на изучении психологии ребенка-инвалида и его отношений с ровесниками.
В повести В.П. Крапивина перед нами, с одной стороны, мальчишка-подросток, который любит дурачиться, играть в солдатиков, но, с другой стороны, в его поведении появляются черты взрослого юноши: Роме нравится девочка Сойка, он сгорает от ревности, когда она больше внимания уделяет его другу Сережке. Писатели предшествующих периодов, в том числе и А.П. Гайдар, не уделяют теме любви большого внимания: Тимур и Женя — просто друзья.
Для В.П. Крапивина становится важным и то, каким вырос мальчишка. Он показывает, что даже с возрастом, добившись всего, чего Ромка хотел (нормальной жизни: он женат и у него есть дочка Наташа), в душе он продолжает быть все тем же мальчишкой, каким был в детстве. По-прежнему он скучает по Сереже, видится с ним по ночам.
В.П. Крапивин, подобно А.П. Гайдару оставляет свою повесть на точке, предполагающей продолжение приключений мальчишек, но в то же время ему важно показать, что все закончится хорошо, и никто не погибнет: «Вот и все. Теперь вы сами видите, что слухи оказались пустыми. А слезы — напрасными. «Сказка стала сильнее слез». Никто не разбился до смерти. Никто. Честное слово...» [3].
Некоторые литературоведы, изучающие творчество В.П. Крапивина, сомневаются в том, что такая концовка действует на читателя должным образом: «Жестокая действительность, сталкиваясь с иррациональным и добрым, зачастую начинает привносить в сказку свои суровые законы. И трагический финал повести о самолете Сережке суть следствие такого вот столкновения реальностей. И пусть, сказочное и светлое, как будто спохватившись, все же вроде бы одерживает верх, и автор неоднократно повторяет, что «никто не разбился», однако чувство неоднозначности концовки, «открытости» финала не покидает читателя» [1]. Следовательно, подобная концовка может по-разному восприниматься разными людьми. Но многоточие в конце фразы Ромки обещает юному читателю скорое продолжение истории.
Однако как бы то ни было, приемы, использованные В.П. Крапивиным в его фантастической повести «Самолет по имени Сережка»: повествование от первого лица, интерес к психологии ребенка, потерявшего одного из родителей, героический поступок, совершенный ради спасения жизни кого-либо — найдут отражение и дальнейшее развитие в произведениях авторов последующих десятилетий.
Список литературы:
- Байкалов Д. Люди живых миров [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rusf.ru/vk (дата обращения 20.04.2015).
- Вслух про себя/ сб. статей и очерков советских детских писателей М.: Детская литература, 1978.
- Гайдар А.П. Тимур и его команда [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.ru/GOLIKOW/timur.txt (дата обращения 20.04.2015).
- Зубарева Е.Е. Детская литература: учебник М.: Просвещение, 2004.
- Крапивин В.П. Самолет по имени Сережка [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.ru/KRAPIWIN/airplane.txt (дата обращения 19.04.2015).
- Лупанова И.П. Полвека. Советская русская литература 1917—1967 М.: Детская литература, 1969.
- Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь / под ред. Арзамасцевой И.Н. М.: Флинта, 1997.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий