Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Фольклористика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Беленов Н.В. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРАРОДИНЫ ЧУВАШЕЙ ПО ДАННЫМ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРАРОДИНЫ ЧУВАШЕЙ ПО ДАННЫМ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

Беленов Николай Валерьевич

канд. пед. наук, доцент Самарского института индустрии питания и бизнеса, г. Самара

Е-mail: belen1982@rambler.ru

 

В этнической истории каждого народа одно из центральных мест занимает вопрос о его прародине — то есть территории, на которой сформировались основные этнические признаки данного народа, его язык и основы культуры. Очевидно, что географические особенности такой территории, её этнокультурное окружение оказывают определяющее влияние на этническую природу народа, формируют такие его черты, которые часто остаются неизменными на новых местах обитания.

Установить местоположение прародины того или иного народа, или отдельных его компонентов — задача часто трудновыполнимая и требует комплексного подхода к своему решению. К исследованию привлекаются данные археологии, лингвистики, этнологии, источ­никоведения и фольклористики. Последняя приобретает особенно важное значение, если не сохранилось исторических свидетельств миграций исследуемых народов.

Исторические судьбы различных народов неодинаковы: известны примеры, когда формирование и последующая этническая история народа происходили на одной и той же территории; в большинстве же случаев различные этнические, климатические или политические процессы заставляли совершать этнические общности масштабные миграции, иногда и не единожды.

В случае с чувашским народом мы как раз и сталкиваемся с ситуацией неоднократной миграции. Сегодня подавляющее большинство исследователей считают предками чувашей суварские племена, которые известны также под именами савир и сабиров. Согласно современному состоянию исследования проблемы, основные этапы миграций предков чувашей можно представить так: сначала суварские племена обитали либо в Средней Азии, либо в Западной Сибири — единства по данному вопросу между исследователями нет, по нашему мнению, предпочтительнее гипотеза о сибирской прародине суварских племён, что, как мы увидим, подтверждают и данные фольклора; затем они переселились на Кавказ, предположительно, в составе гуннской конфедерации племён. Следы пребывания суварских племён на Кавказе зафиксированы уже в письменных источниках и сомнений не вызывают [1, c. 87]. Так, достоверно известно о существовании Суварского княжества на территории современного Дагестана, правитель которого находился в зависимости от хазар, но имел широкие полномочия. Также можно утверждать, что сувары/савиры составляли значительную часть населения как Великой Болгарии Кубрата, так и Хазарского каганата. В результате дальнейших исторических событий, достаточно полно освещённых в византийских и арабских источниках — распада государства Кубрата и арабо-хазарских войн — значительная часть суварских племён оказалась в Среднем Поволжье. Дальнейшая их этническая история связана с государством Волжская Булгария, одним из важнейших центров которой был город Сувар. Согласно данным археологии, в булгарское же время началось освоение суварами территории современной Чувашской республики [5, c. 77].

Из вышеизложенного следует вывод о том, что у чувашей можно выделить две прародины — кавказскую и древнюю западносибирскую (по альтернативной версии — среднеазиатскую). Естественно, что в фольклоре чувашей воспоминания об обеих прародинах смешались, причём преобладают представления о кавказской прародине, как менее отдалённые во времени. Для науки же ценнее были бы сведения о древнейших местах обитания сувар, так как именно об этом периоде их истории нет упоминаний в источниках, тогда как кавказский этап сравнительно хорошо известен.

Проблема отражения исторической прародины в мифологии чувашей привлекала к себе внимание учёных с самого начала этнографических исследований в Среднем Поволжье.

В 1852 году чувашский писатель Спиридон Михайлов записал предание, в котором говорилось, что чуваши пришли на Волгу «из-за чёрного моря и из-за дальних гор» [2, c. 18].

Похожее предание было записано и известным исследователем чувашей В.А. Сбоевым — в нём утверждалось, что чуваши пришли откуда-то с юга, из-за Симбирска [3, c. 128].

Более подробные сведения о прежних местах обитания чувашей даёт серия преданий о великанах-улыпах. Рассмотрим, главным образом, два из них, а именно: «Земля Улыпа» и «Мост Азамата».

Из них для нас более интересно второе, по следующим причинам. Хотя в чувашских исторических преданиях прародина, главным образом, связывается с горами Арамази, в которых традиционно принято видеть Кавказ, из них можно вычленить сведения, касающиеся исконной прародины чувашей. Так, доподлинно известно, что переселиться с Кавказа на Волгу чувашей заставили военно-политические потрясения, что и отражается в ряде преданий [2, c. 17—18].Однако, в некоторых преданиях причиной переселения названы природные катаклизмы — а это уже отголоски далёкого прошлого. Считаем уместным привести одну легенду о народе сыбыр, бытовавшую у барабинских татар. В ней ясно выражен мотив переселения: изменение климата и связанные с ним неблагоприятные природные условия.

Краткий пересказ этой легенды выглядит так: «до сибирских татар, в Прииртышье обитал могущественный народ «сыбыр». Но однажды с севера надвинулись тучи и долгое время шли проливные дожди. Изменение климата привело к изменению ландшафта — на месте степи и лесостепи стала расти тайга, в заболоченной местности создались благоприятные условия для размножения кровососущих насекомых, одолевавших людей и скот. Изменение привычной среды обитания вынудило большую часть сыбыров переселиться на юг. Те же, кто не смог покинуть родину, предпочли утопиться в озере. По имени этого народа и получила своё название земля Сибирь».

Как показал Г.Ю. Ситнянский, истинность данной легенды подтверждают и палеоклиматические исследования: значительное похолодание и увлажнение произошло в лесостепной зоне Сибири в IV веке [4, c. 19—21]. Эта дата не противоречит историческому контексту: сто лет спустя, захваченные потоками переселения народов, савиры оказываются в поле зрения византийских и армяно-албанских авторов в Предкавказье.

Итак, гипотеза переселения сувар с исконных мест обитания вследствие изменения климата сегодня является наиболее аргументированной, по сравнению с другими точками зрения. Следовательно, можно ожидать, что в тех чувашских преданиях, где в качестве причины переселения фигурируют именно климати­ческие изменения, встречаются и некоторые сведения об их древней прародине. Хотя местом действия в таких фольклорных произведениях по-прежнему выступают горы Арамази. Вот пример из одного из самых известных исторических преданий чувашей «Мост Азамата»:

«В очень давние времена жил спустившийся с гор Арамази Улып-богатырь. У него было много скота, и жил он в полном достатке и довольстве. Всякие беды и несчастия обходили его стороной.

Но однажды кто-то из богов, видно, разгневался, горы Арамази затряслись, загремел гром, засверкала молния, и полились нескончаемые потоки воды. Горные озера и реки вышли из берегов, и потоки воды устремились в долины и начали заливать луга, на которых Улып пас свои стада. Такого еще никогда не бывало, и Улып не знал, что делать, чтобы спасти свои стада, а луга с каждым днём затапливало все больше. Тогда Улып, при своей богатырской силе, начал перебрасывать коров, овец, лошадей на более высокие, незатопленные места..». Сказание заканчивается тем, что кузнец Азамат за ночь выковывает мост, по которому Улып переводит свою семью и стада с гор Арамази в долину Волги [2, c. 17].

Если обобщить то немногое, что содержится в чувашских преданиях относительно древнейших мест обитания суварских племён, получается следующая картина.

Это места исключительно благоприятные для занятия скотоводством — практически во всех преданиях описываются обильные пастбища и тучные стада. В изобилии там встречалась и дичь, на которую Улып с сыновьями часто охотились. В целом, исходя из неоднократных упоминаний обширных лугов и пастбищ, а также таких деталей охоты, как «бить стрелой зверя за семь вёрст» [2, c. 15—16], можно предположить, что прародина чувашей располагалась в степи или лесостепи. Упоминания о горных долинах и реках можно рассматривать не только как память о пребывании на Кавказе — вполне возможно, что здесь нашли отражение воспоминания и о предгорьях Алтая.

Таким образом, согласно данным фольклора, прародину чувашей с большей вероятностью можно локализовать в Западной Сибири (в верхнем и среднем течении Иртыша), чем в Средней Азии.

 

Список литературы:

  1. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа (IV—X вв). Л.: Наука, 1979. — 216 с.
  2. Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1983. — 112 с.
  3. Сбоев В.А. Заметки о чувашах. Казань: Издание книгопродавца Дубровина, 1856. — 197 с.
  4. Ситнянский Г.Ю. История лесостепной полосы Западной Сибири в V—XVIII вв. по данным фольклора тюркских народов. Омск, 1989. — 103 с.
  5. Фёдоров-Давыдов Г.А. Тигашевское городище//МИА СССР — 1962 — № 111. — сс. 49—89
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# евгений 26.02.2013 19:43
про западную сибирь скажу ,что читал ,что там заболачивание пошло не очень то двно ,а были типа степи . может отттуда и поехвли савиры и венгры .

Оставить комментарий