Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Русский язык

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

СЕМАНТИКА  МЕЖДОМЕТИЙ  И  ИХ  ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ  ФУНКЦИИ  В  ХУДОЖЕСТВЕННЫХ  ТЕКСТАХ

Сыздыкова  Зарина

Класс  10  «А»  СОШ  №  14,  г.  Павлодар

Ажибаева  Алия  Ашкеновна

научный  руководитель,  Педагог  высшей  категории,  преподаватель  русского  языка,  директор  СОШ  №  14,  г.  Павлодар

 

Введение.

В  школьном  курсе  русского  языка  междометия  изучаются  как  особая  часть  речи,  однако  в  лингвистике  эта  часть  речи  остается  сомнительной  и  неполноправной. 

В  лингвистике  существует  два  взаимоисключающих  подхода  к  трактовке  статуса  междометий.  Один  подход  исключает  возможность  трактовать  междометие  не  только  как  часть  речи,  но  и  как  слово  вообще  [2,  с.  110].  В  соответствии  с  другим  подходом  под  междометиями  понимаются  самостоятельные  слова,  входящие  в  общую  систему  языка.  Данный  подход  подразумевает  необходимость  изучения  их  структуры  и  функционального  значения  [1]. 

Актуальность  исследования  объясняется  тем,  что  в  отношении  междометия  до  сих  пор  нет  однозначного  мнения.

Цель  исследования  —  изучение  семантики  и  роли  междометий  в  художественной  литературе  на  примере  комедии  А.С.  Грибоедова  «Горе  от  ума».

Поставленная  цель  требует  решения  следующих  задач:

·изучить  научную  литературу  о  междометиях;

·проанализировать  языковой  материал,  выделенный  из  текста  художественного  произведения;

·определить  семантические  группы  междометий;

·выявить  функции  междометий  в  художественном  тексте  и  показать  их  роль  в  понимании  эмоционального  состояния  героев.

Материалом  для  исследования  послужил  текст  комедии  А.С.  Грибоедова  «Горе  от  ума».

Объект  исследования  —  междометия  в  художественном  тексте.

Предмет  исследования  —  экспрессивно-стилистические  функции  междометий  в  художественном  тексте.

Методы  исследования:  изучение  научных  источников,  метод  сплошной  выборки  лексических  единиц,  метод  анализа  и  синтеза  полученных  данных.

  Практическая  значимость  данного  исследования  заключается  в  возможности  использования  его  результатов  при  изучении  темы  «Междометие»  на  уроках  русского  языка  в  7  классе,  а  также  при  анализе  комедии  Грибоедова  «Горе  от  ума»  на  уроках  литературы  в  9  классе. 

I.    Междометия  занимают  особое  место  в  системе  частей  речи.  По  своим  характеристикам  это  не  самостоятельная  и  не  служебная  часть  речи.  С  одной  стороны,  междометия  не  имеют  номинативного  значения,  не  изменяются  и  не  являются  членами  предложения,  как  самостоятельные  части  речи.  С  другой  стороны  —  не  связывают  члены  или  части  предложения,  как  союзы,  не  могут  выражать  зависимость  одного  слова  от  другого,  как  предлоги,  не  вносят  оттенки  значений  в  словосочетания  и  предложения,  как  частицы. 

Междометия  выражают  эмоции,  при  этом  не  называя  их.  Они  являются  своего  рода  сигналами,  отражающими  реакцию  человека  на  те  или  иные  события,  и  зачастую  заменяют  собой  как  отдельные  выражения,  так  и  целые  предложения.

По  своему  значению  междометия  делят  на  эмоциональные,  побудительные,  этикетные.  Помимо  этого,  междометия  могут  быть  однозначными  и  многозначными.  Однако  однозначных  междометий  в  русском  языке  намного  меньше,  чем  многозначных. 

II.Многозначность  междометий  —  их  отличительная  черта.  Одни  и  те  же  междометия  в  разных  предложениях  могут  выражать  самые  различные,  порой  даже  противоположные,  чувства.  Особенно  это  проявляется  в  художественных  текстах,  где  междометия  становятся  важным  фактором  в  процессе  формирования  высказывания,  делая  речь  информационно  насыщенной  и  экспрессивной.

Проследим  это  на  примере  знаменитой  русской  комедии  А.С.  Грибоедова  «Горе  от  ума»  [3].  Выбор  произведения  не  случаен,  так  как  текст  комедии  насыщен  междометиями.

Для  большей  наглядности  все  междометия,  использованные  в  комедии,  были  представлены  в  виде  таблицы,  на  основе  которой  была  создана  картотека  междометий.  Сначала  все  междометия  были  систематизированы  в  алфавитном  порядке,  а  затем  в  соответствии  с  выражаемыми  чувствами  (см.  таблицу  1).

Таблица  1. 

Эмоции  и  способы  их  выражения  в  комедии  «Горе  от  ума»

Выражаемые

эмоции

Междометия

Примеры

Радость

Ах

Ах!  Боже  мой!  ужли  я  здесь  опять…?  (Чацкий)

 

Восхищение

 

Ох

Ах

Шутка

О

Фу

Ох!  зелье,  баловница.  (Фамусов)

Максим  Петрович!  Шутка! 
В  чины  выводит  кто  и  пенсии  дает? 

Князь  Петр  Ильич,  княгиня!  боже  мой!  Княжна  Зизи!  Мими!  (Наталья  Дмитриевна)

Ах!  Франция!  Нет  в  мире  лучше  края!  (Чацкий)

О!  наших  тьма  без  дальних  справок  Там  женятся,  и  нас  дарят  родством  (Графиня  внучка)

Фу,  сколько,  братец,  там  ума!  (Репетилов)

Упрек

 

Вот  то-то

Вот

новости!

Эх

Ах

О  боже  мой!

Вот  то-то-с,  моего  вы  глупого  сужденья  Не  жалуете  никогда  (Лиза)

Вот  новости!  —  я  пользуюсь  минутой,  Свиданьем  с  вами  оживлен.  (Чацкий)

Эх!  Александр  Андреич,  дурно,  брат!  (Фамусов)

Ах!  Александр  Андреич,  вот,  Явитесь,  вы  вполне  великодушны  (София)

А  вы!  О  боже  мой!  кого  себе  избрали?  (Чацкий)

Удивление

Ах, 

Ну!

Ба!

Мой  создатель!

Светает!..  Ах!  как  скоро  ночь  минула!  (Лиза)

Ну!  люди  в  здешней  стороне!  Она  к  нему,  а  он  ко  мне,  (София)

  Ах!  Боже  мой!  неужли  я  из  тех,  Которым  цель  всей  жизни  —  смех?  (Чацкий)

Ба!  Друг  старый,  мы  давно  знакомы,  вот  судьба!  (Чацкий)

С  ума  сошел!..  Ей  кажется...  вот  на!  Недаром?  Стало  быть...  с  чего  б  взяла  она!  (Г.N.)

Ах,  мой  создатель!  Дай  протереть  глаза;  откудова?  приятель!.. 

Страх

испуг

Ах!

Боже  мой!

Помилуй  бог!

О  господи!

Ах!  барин!  (Лиза)

А  то,  помилуй  бог,  как  разом.  Меня,  Молчалина  и  всех  с  двора  долой.  (Лиза)

Ах!  Боже  мой!  он  карбонари!  (Фамусов) 

О  господи!  помилуй  грешных  нас! 

Досада

Ах! 

Боже  мой!

Ох 

Отцы  мои 

Тьфу! 

 

Ах!  Боже  мой!  весь  свет. 

(София)

Ах!  этот  человек  всегда  Причиной  мне  ужасного  расстройства!  (София)

Ох,  этот  князь,  по  палам,  сам  чуть  тышит  (Княгиня  бабушка)

Отцы  мои,  уж  кто  в  уме  расстроен,  Так  все  равно,  от  книг  ли,  от  питья  ль,  (Хлестова)

Как  раз  четыреста,  ох!  спорить  голосиста!  (Фамусов)

Тьфу!  оплошал.  (Репетилов)

Гнев  негодование  недовольство  огорчение 

осуждение

Ах!

Что  за  комиссия,  Создатель

Ох 

Ну

Творец  мой!

Ну  вот!

О!

Ах!  если  любит  кто  кого, 
Зачем  ума  искать,  и  ездить  так  далёко?  (София)

Что  за  комиссия,  Создатель, 
Быть  взрослой  дочери  отцом!  (Фамусов)

Ох,  род  людской!  пришло  в  забвенье,  Что  всякий  сам  туда  же  должен  лезть  (Фамусов)

Ах!  тот  скажи  любви  конец, 
  Кто  на  три  года  вдаль  уедет.  (Чацкий)

Ну?  а  что  нашел  смешного?  Чему  он  рад?  Какой  тут  смех?  (Хлёстова)

Творец  мой!  оглушил,  звончее  всяких  труб!  (Хлёстова) 

Ох!  глухота  польшой  порок…  (Княгиня  бабушка) 

Ну  вот!  великая  беда,  Что  выпьет  лишнее  мужчина!  (Фамусов)

О!  если  б  кто  в  людей  проник:  Что  хуже  в  них?  душа  или  язык?  (Чацкий)

 

 

Как  видно  из  таблицы,  одни  и  те  же  эмоции  могут  выражаться  при  помощи  разных  междометий.  С  другой  стороны,  одно  и  то  же  междометие  может  выражать  самые  разные,  порой  противоположные  чувства.

Самым  частым  по  употреблению  в  комедии  «Горе  от  ума»  стало  междометие  Ах,  которое  используется  для  выражения  целого  спектра  эмоций:  удивления,  радости,  восхищения,  недовольства,  досады,  возмущения,  испуга. 

В  исследуемом  тексте  нам  встретилось  и  устаревшее  междометие  Ипримечательно,  что  его  произносит  крепостная  служанка:

И,  верно,  счастлив  там,  где  люди  посмешнее.  (Лиза)

Большинство  междометий,  употребленных  в  комедии,  первообразные.  Однако  присутствуют  здесь  и  производные  междометия  (Ах,  мой  создатель!  Что  за  комиссия,  Создатель!  О  господи!  Боже  мой!  Тьфу,  господи  прости!) 

Есть  у  Грибоедова  и  междометия,  выражающие  побуждение  (Шш!  (Сс!  Тсс!  Ну!  Эй!).  Следует  отметить,  что  все  они  осложнены  оттенками  отрицательных  эмоций  (осуждения,  испуга,  недовольства).

Случаи  употребления  этикетных  междометий  в  тексте  комедии  единичны  (4  случая),  при  том  что  в  пьесе  описывается  сцена  приема  гостей,  приехавших  в  дом  Фамусова.  Это  может  говорить  о  характере  отношений  между  героями,  насквозь  проникнутых  фальшью  и  лицемерием.

Как  показал  анализ  междометий,  они  служат  не  только  для  передачи  эмоций  или  волеизъявлений,  но  могут  дать  полную  и  исчерпывающую  характеристику  героя.  Так,  например,  при  помощи  междометий  О-хм,  И-хмА-хм?  Э-хм?  У-хм?  характеризуется  образ  князя,  старого  человека,  для  которого  все  происходящее  не  имеет  ровно  никакого  значения.  Другой  пример:  междометие  фу  выражает  чувство  отвращения.  Однако  в  комедии  Грибоедова  это  междометие  употреблено  в  совершенно  не  свойственном  ему  значении  —  восхищения  и  гордости.  Это  может  говорить  либо  о  том,  что  чувства,  выражаемые  Репетиловым,  притворны,  либо  о  недалеком  уме  героя,  который  оригинальничает,  не  вдумываясь  в  смысл  сказанного.  А  скорее,  и  о  том,  и  о  другом  вместе.

И  еще  одно  немаловажное  открытие  мы  сделали,  исследуя  междометия  в  комедии.  По  наиболее  часто  употребляемым  междометиям  мы  можем  определить  основной  тон,  настроение  произведения.  Ниже  приведена  таблица,  в  которой  отражены  самые  частые  эмоции,  предаваемые  междометиями  в  комедии  «Горе  от  ума».

Таблица  2.

Частотность  эмоций,  передаваемых  в  произведении

Передаваемые  эмоции

Частотность  употребления

соответствующих  междометий

Гнев,  негодование,  недовольство

Досада

Страх,  испуг

Упрек

Восхищение

Радость

 

21

19

17

8

11  (из  них  2  —  притворное)

1

 

 

Как  видим,  в  комедии  Грибоедова  самые  частые  эмоции  –  это  страх,  досада,  недовольство,  негодование,  упреки.  Главные  герои  постоянно  пребывают  в  состоянии  напряжения.  Отрицательные  эмоции  создают  и  соответствующий  фон  произведения.  Искренняя  радость  встречается  лишь  однажды.  И  проявляет  ее  герой,  приехавший  издалека,  да  и  то  в  самом  начале.  Потом  и  у  него  пребывание  в  этом  обществе  начинает  вызывать  только  отрицательные  эмоции:  сначала  —  недоумение,  потом  —  досаду,  горечь  неудовлетворенность.

Заключение.

Итак,  предметом  нашего  исследования  был  анализ  экспрессивно-стилистических  функций  междометия  в  художественном  тексте.

Мы  ставили  перед  собой  цель  изучить  семантику  и  роль  междометий  в  художественном  тексте.

Решались  следующие  задачи:

·     изучение  научной  литературы  о  междометиях;

·     анализ  языкового  материала,  выделенного  из  текста  художественного  произведения;

·     определение  семантических  групп  междометий;

·     выявление  функций  междометий  в  художественном  тексте  и  их  роли  в  понимании  эмоционального  состояния  героев.

Для  реализации  поставленных  задач  мы  выбрали  комедию  А.С.  Грибоедова  «Горе  от  ума»,  изобилующую  самыми  разнообразными  междометиями.  Используя  метод  сплошной  выборки,  мы  исследовали  значение  и  особенности  междометий  и  сделали  следующие  выводы.

Сущность  междометия  —  это  какая-нибудь  эмоция,  причем  однозначного  соответствия  между  известными  эмоциями  и  междометиями  —  нет.  Одно  и  то  же  междометие  может  выражать  самые  разные  эмоции.  И  наоборот,  какое-то  одно  чувство  может  выражать  целый  ряд  междометий. 

Роль  междометий  сводится  не  только  к  передаче  чувств  и  волеизъявлений  человека.  Междометия  несут  на  себе  большую  информационную  нагрузку.  Они  служат  яркой  характеристикой  героя  и  эмоционального  фона  всего  произведения.

 

Список  литературы:

1.Виноградов  В.В.  Русский  язык  //  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5306  //  (дата  обращения  —  12.06.2013).

2.Греч  Н.И.  Пространная  русская  грамматика.  СПб.,  1830  //  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://nasledie.enip.ras.ru/ras/view/publication/general.html?id=44266360  //  (дата  обращения  –  12.06.  2013). 

3.Грибоедов  А.С.  Горе  от  ума  //  Москва  /  Детская  литература.  2000,  —  204  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (3)

# Валентина 06.10.2013 00:00
Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным проектам. Поставленная цель - изучение семантики и роли междометий в художественной литературе на примере комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - достигнута. Автор строго придерживается намеченного плана. Исследование носит глубокий характер. В процессе анализа автором подмечены интересные факты. Работа может служить хорошим подспорьем для словесников.
# Ольга Пономаренко 07.10.2013 00:00
Меня привлекла эта работа, во-первых, новизной темы, так как рассматривать содержание произведения через призму употребляемых междометий еще никто не брался, как мне кажется. Во-вторых, анализ употребленных междометий приводит к неожиданным выводам о характере и облике героя. Работа, на мой взгляд новаторская и очень необычная
# Виктория 07.10.2013 00:00
Данная работа интересна глубиной проникновения в анализируемый текст произведения, Налицо серьезный, научный подход к изучению проблемы. Работа отличается грамотностью, строгой последовательностью, логичностью. Автор демонстрирует высокую культуру научной речи.

Оставить комментарий